Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


В организацию (Московская область) трудоустраиваются иностранные граждане из Киргизии и Таджикистана. Установлены ли законодательством минимальный и максимальный размеры оплаты труда для данных иностранных граждан?

Ответ:

Граждане Кыргызстана привлекаются к трудовой деятельности в РФ в упрощенном порядке (преамбула, п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС), абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., подписанного в г. Москве 23.12.2014 г. (далее - Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС). Им не нужно получать патент, а оформление с ними трудовых отношений осуществляется в том же порядке, что и оформление граждан РФ (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 16, 17 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ)).

Гражданин Таджикистана, являющийся временно пребывающим в РФ иностранным гражданином, прибывшим в Россию в безвизовом порядке, и достигший возраста 18 лет, имеет право осуществлять трудовую деятельность в РФ при наличии патента (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). При этом данный иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент, а работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

Максимальный размер оплаты труда для временно пребывающих иностранных граждан ЕАЭС, а также работающих в РФ на основании патента, действующим законодательством не установлен. В отношении минимального размера оплаты труда для указанных категорий иностранных граждан необходимо отметить следующее.

В соответствии с абз. 2 ст. 130, ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда работников. При этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (размера минимальной заработной платы в субъекте РФ, если на работодателя распространяется соответствующее региональное соглашение). Допускается также, чтобы составные части зарплаты, в том числе оклад (тарифная ставка), были меньше МРОТ (ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 № 22-1-2194). При этом в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы, но не ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом (ч. 1, ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ). Региональный МРОТ обязателен практически для всех работодателей региона, за исключением федеральных учреждений и иных организаций, финансируемых из федерального бюджета (ч. 2, ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ).

С 1 декабря 2016 г. размер минимальной заработной платы в Московской области составляет 13750 руб. («Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области» (Заключено 30.11.2016 № 118)). При этом иных положений, регламентирующих минимальный размер оплаты труда для временно пребывающих иностранных граждан ЕАЭС, а также работающих в РФ на основании патента, действующим законодательством не установлено.

Следовательно, минимальный размер оплаты труда в отношении работников - временно пребывающих иностранных граждан ЕАЭС, а также работающих в РФ на основании патента, принимаемых на работу в организацию, располагающуюся в Московской области, должен быть не ниже МРОТ, установленного для Московской области.

Ю.Ю. Астахова 

Вопрос:


Обособленное подразделение организации выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет. Как уплачивать страховые взносы и отчитываться по ним в 2017 году?

Ответ:

С 1 января 2017 г. утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ в Налоговый кодекс введена глава 34, посвященная страховым взносам. Согласно положениям ст. 431 данной главы уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производится организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории РФ, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. При этом в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@ утверждена форма и порядок заполнения сообщения. Данная обязанность  предусмотрена только для созданных на территории РФ обособленных подразделений, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц после 1 января 2017 года. (см. Письма Минфина России от 28.12.2016 № 03-04-12/78677, от 10.01.2017 № 03-15-06/150, Письмо ФНС России от 23.01.2017 № БС-4-11/993@).

Если до 2017 года обособленное подразделение не производило начисление выплат своим сотрудникам, то после 2017 года сообщать о чем-либо в налоговый орган не требуется. Уплата взносов и представление отчетности по ним будет производиться в ИФНС, расположенной по адресу головной организации.

В Письме от 19.01.2017 № 03-15-06/2174 Минфин отметил, что порядок наделения обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников, о чем вносится соответствующая запись в положение об обособленном подразделении, относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и, соответственно, решения по ним принимаются организацией самостоятельно.

Т.е. необходимость уплаты страховых взносов и сдачи отчетности обособленным подразделением возникает тогда, когда приказом, распоряжением, положением  об обособленном подразделении и тому подобными документами определено, что начисления работникам обособленного подразделения осуществляются самим обособленным подразделением.

Отметим, что ранее, в период действия Закона № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов и представлении отчетности возлагалась на обособленные подразделения при соблюдении трех условий: наличия отдельного баланса, расчетного счета и при условии  начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (ч. 11 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, с 01.01.2017 для целей самостоятельной уплаты страховых взносов и сдачи отчетности обособленным подразделением факт наличия отдельного баланса и расчетного счета  значения не имеет. Единственным условием является наделение полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

А.И.Сурова

Вопрос:


Компания имеет в собственности легковой автомобиль и передает его в личное пользование генерального директора, также оплачивает расходы генерального директора на ГСМ. При налогообложении прибыли расходы на ГСМ компания не учитывает. Возникает ли у генерального директора обязательство по НДФЛ?

Ответ:

При определении налоговой базы по НДФЛ, учитываются все доходы физлица как в денежной, так и в натуральной форме (п.1 ст.210 НК РФ).

Российским законодательством не предусмотрена компенсация генеральному директору расходов на ГСМ при использовании служебного транспорта в личных целях.

Следовательно, организация не должна компенсировать расходы, понесенные в личных целях. И так как данная компенсация не поименована в ст.217 НК РФ, то у организации возникает обязанность, при выплате компенсации генеральному директору, удерживать НДФЛ.

Также есть вероятность, что налоговые органы исключат из состава расходов амортизацию по легковому автомобилю.

Согласно ст.252 НК РФ, расходы должны быть обоснованы и направлены на получение дохода.

При передаче служебного автомобиля генеральному директору для использования в личных целях, ТС перестает приносить доходы компании, следовательно, расходы не обоснованы.

На основании вышеизложенного у организации возникает обязанность удержать НДФЛ при выплате компенсации за ГСМ и исключить из состава расходов амортизацию по легковому автомобилю.

Д.С. Кошкин

Вопрос:


Существует ли обязанность сдавать форму 3-НДФЛ адвокатскому бюро, если в течение года выплачивались вознаграждения на карту адвокатам?

Ответ:

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ) указывает, что адвокатская деятельность не относится к предпринимательской.

Согласно ст. 20 Закона № 63-ФЗ, адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности.

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 63-ФЗ адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, который не является юридическим лицом.

В соответствии с п. 5 ст. 227 и п. 1 ст. 229 НК РФ, у адвоката возникает обязанность по представлению налоговой декларации по НДФЛ по итогам налогового периода.

В случае если адвокаты избрали ведение деятельности через иную форму адвокатского образования – коллегия адвокатов, адвокатское бюро и т.д., то согласно п. 13 ст. 22 и п. 2 ст. 23 Закона № 63-ФЗ по отношению к адвокатам признаются налоговыми агентами по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

В п. 1 ст. 226 НК РФ установлено, что налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Такие адвокатские образования признаются налоговыми агентами.

Согласно ст. 226 НК РФ налог исчисляется и уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключения составляют доходы, с которых налог исчисляется и уплачивается в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Следовательно, адвокатские коллегии и бюро, которые считаются налоговыми агентами, исчисляют, удерживают и перечисляют в соответствующий бюджет НДФЛ с доходов, полученных адвокатами – членами этих адвокатских образований в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, на основании вышеизложенного, адвокаты, которые избрали форму адвокатского образования – адвокатское бюро, не должны представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ.

И.С. Новиков

Вопрос:


Физическое лицо работает в организации по гражданско-правовому  (агентскому) договору. В его обязанности входит продвижение и передача товаров компании контрагентам. Каким образом можно оформить материальную ответственность агента за сохранность вверенных ему товаров?

Ответ:

В соответствии со ст. 232 ТК РФ материальной ответственностью считается обязанность стороны трудового договора (работодателя или работника), причинившей ущерб другой стороне, возместить этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом. Однако в соответствии с ч. 8 ст. 11 ТК РФ, трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Так как Гражданский кодекс не содержит понятия «материальная ответственность», этот термин не применим к физическому лицу, работающему по агентскому договору.

Однако Гражданский кодекс содержит множество инструментов для защиты прав и законных интересов сторон гражданско-правовых отношений. В частности, на основании ст. 15 и 393 ГК РФ, сторона, право которой нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ей убытков. Причем в отличие от материальной ответственности работника, с агента можно взыскать как реальный ущерб (стоимость утраченного или поврежденного имущества), так и упущенную выгоду (т.е. неполученные доходы, которые организация получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено). Для взыскания возмещения убытков необязательно указывать на такую возможность в договоре – возмещение убытков возможно и в силу закона. Однако стороны вправе предусмотреть в договоре конкретные основания и размеры возмещения убытков, а также ограничить ответственность, например, исключив возможность взыскивать упущенную выгоду.

Гражданское законодательство также предусматривает право сторон установить в договоре ответственность в виде неустойки, штрафов или пеней. В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Взыскание неустойки проще, чем взыскание убытков, т.к. по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков – доказывать придется лишь факт нарушения стороной договора. Условие о штрафе может быть сформулировано, например, таким образом: «в случае утраты или повреждения агентом товаров, переданных ему по настоящему договору, агент уплачивает принципалу штраф в размере 100% от стоимости утраченных (поврежденных) товаров». Размер штрафа можно установить любой, однако суд вправе уменьшить его размер, если он явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

А.О. Пучкина

Вопрос:


Как создать новый отдел в организации? Нужно ли издавать приказ? Может ли в отделе не быть руководителя и в каких документах нужно указать, что сотрудники отдела подчиняются непосредственно заместителю ген. директора?

Ответ:

Вопрос о создании нового отдела коммерческой организации не регулируется ни Трудовым кодексом, ни какими-либо иными законодательными нормами. На практике для простоты управления организацией и разделения зон ответственности, руководитель может издать приказ о создании отдела, в котором указать, какие функции возложены на отдел, кто осуществляет управление отделом, штатную численность и состав работников. Также в приказе можно указать лицо, ответственное за проведение организационных процедур, связанных с открытием отдела.

Если в организации не принято оформлять все организационные изменения отдельными приказами руководителя, достаточно будет издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Штатное расписание должно быть в каждой организации, т.к. именно в соответствии с ним вносятся записи в трудовые книжки работников (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69). Указание на то, что наименования должностей работников должны соответствовать штатному расписанию также содержится в Трудовом кодексе (ст. 15, 57 ТК РФ). Поэтому работодатель обязан поддерживать штатное расписание в актуальном состоянии и своевременно издавать приказы об изменении штатного расписания при добавлении новых должностей и структурных подразделений. Изменить штатное расписание можно либо приказом о внесении изменений в штатное расписание, либо приказом об утверждении штатного расписания в новой редакции.

Вопрос о целесообразности внесения в штатное расписание сразу всех предполагаемых должностей также решается организацией. С одной стороны, если работодатель издаст приказ о внесении в штатное расписание всех должностей отдела, ему не придется подписывать отдельные приказы при приеме на работу каждого нового сотрудника. С другой стороны работодатели обязаны ежемесячно предоставлять в службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. За непредоставление такой информации работодателя можно привлечь к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Что касается подчинения сотрудников отдела определенному должностному лицу (например, заместителю генерального директора), эта информация обычно указывается в должностных инструкциях работников. Причем эту информацию необходимо указать как в должностных инструкциях сотрудников нового отдела, так и в должностной инструкции заместителя ген. директора, в подчинение которого переходит новый отдел.

А.О. Пучкина