Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Гражданин планирует приобрести в собственность нежилое здание, в котором располагается офисный комплекс. Указанное нежилое здание будет внесено им в качестве вклада в уставной капитал ООО, которое он учреждает совместно с другими гражданами. Нужно ли гражданину в этом случае получать нотариально удостоверенное согласие супруги на покупку нежилого здания?

Ответ:

При буквальном толковании п. 3 ст. 35 СК РФ можно сделать вывод, что нотариальное согласие на приобретение недвижимости должно быть получено в любом случае, так как Кодекс говорит:
- о сделках по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации,
- о сделках, для которых законом установлена обязательная нотариальная форма,
- о сделках, подлежащих обязательной государственной регистрации.
Нотариальная форма при покупке недвижимости не требуется; регистрация сделок с нежилыми зданиями также законом не предусмотрена, в отличие от жилых объектов (дома, квартиры и их части), которые подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 558 ГК РФ). Таким образом, на эту ситуацию распространяется первый случай, так как права на недвижимое имущество (нежилое здание в данном случае) в соответствии с действующим законодательством подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ), соответственно, покупка недвижимости, как и продажа, является сделкой по распоряжению имуществом.
Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (он же Росреестр) (утв. Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789) также косвенно подтверждает такой взгляд на сложившуюся ситуацию: среди документов, которые необходимы для государственной регистрации недвижимости, он, в частности, указывает на согласие супруга на заключение договора либо на наличие иного документа, который должен свидетельствовать о том, что отчуждаемый (приобретаемый) объект недвижимости не находится (не поступает) в совместной собственности супругов.
То есть, исходя из данного внутриведомственного документа, независимо от того продажа это или покупка недвижимости, необходимо нотариальное согласие супруга или же документальное подтверждение того, что покупаемый (продаваемый) объект поступает в собственность только одного из супругов.
Однако судебная практика говорит об обратном, указывая на то, что при покупке недвижимости согласие супруга не требуется (Постановление ФАС Уральского округа от 26.03.2013 № Ф09-1099/13 по делу № А76-16703/2012, Определение Московского городского суда от 27.04.2015 № 4г/8-4248, Постановление ФАС Центрального округа от 10.07.2014 по делу № А35-5601/2013, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу № А69-2503/2012).
Примечательно в данном случае самое последнее на момент написания статьи из судебных решений - Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № АПЛ15-565. Оно, кстати, тоже связано с Минэкономразвития, так как рассматривает вопрос о признании недействующим второго предложения п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». Данное предложение указанного пункта требовало наличие нотариального согласия при покупке земельного участка в собственность одним из супругов.
Верховный суд указал, что оспариваемая норма Приказа регламентирует предварительное согласование предоставления земельного участка, при этом перехода права собственности на земельный участок не происходит, поскольку, лицо, приобретающее земельный участок по договору купли-продажи (один из супругов), не имеет соответствующих правомочий собственника (до покупки этого участка). Регистрация указанной сделки действующим законодательством не предусмотрена, поэтому нотариально удостоверенного согласия супруга на приобретение земельного участка также не требуется. Проще говоря, у супругов до покупки нет имущества, чтобы им можно было распоряжаться и иметь согласие.
Хотим обратить внимание, что данное определение было принято ВС РФ до вступления в силу изменений в ст. 35 СК РФ (определение вынесено судом 22.12.2015, а изменения в СК РФ вступили в силу 10.01.2016 г.). Суть изменений заключается в том, что ранее получать нотариальное согласие нужно было для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке. В настоящее время согласие требуется для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации. То есть законодатель расширил сферу сделок, на которые необходимо получать согласие.
 Однако, по нашему мнению, данные изменения логики суда о том, что у супругов до покупки нет имущества, чтобы им можно было распоряжаться, актуален и с учетом данных изменений.
Таким образом, исходя из сложившейся судебной практики, подтвержденной определением ВС РФ, получать нотариально удостоверенное согласие другого супруга при покупке недвижимости (нежилое здание, где расположен офисный комплекс) не требуется. Однако мы рекомендуем в случае покупки недвижимости обращаться за разъяснением в соответствующий государственный орган, в данном случае это Росреестр.

.

Д.Г. Кичигин

Вопрос:


Работник является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Можно ли его уволить в связи с ликвидацией организации, если обособленное подразделение, где он работает, закрывается, а других подразделений организации в этом регионе нет?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 81 ТК РФ при прекращении деятельности обособленных структурных подразделений организации расторжение трудовых договоров с работниками таких подразделений производится в порядке, предусмотренном для ликвидации организации.             Исходя из ч. 1 этой же статьи, увольнение в связи с ликвидацией организации относится к случаям увольнения по инициативе работодателя. При этом в соответствии с ч. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу. Исходя из буквального смысла указанных норм, работодатель не вправе уволить в связи с ликвидацией обособленного подразделения работника, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Однако Конституционный суд трактует эти нормы по-другому. В Определении от 01.06.2010 № 840-О-О Конституционный суд указал, что гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, не являются их личной привилегией и призваны служить публичным интересам, охраняя таких работников в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий. Выступая лишь способом обеспечения исполнения публично значимой функции, запрет на увольнение работника-члена избирательной комиссии по инициативе работодателя по своему конституционно-правовому смыслу, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 января 2007 г. № 160-О-П, не имеет абсолютного характера, не должен трактоваться как сам по себе исключающий любую возможность его увольнения даже в том случае, если оно не связано с исполнением полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Кроме того, ликвидация обособленного подразделения влечет прекращение его существования и не предоставляет работодателю право выбора определенных работников (преимущественное право оставления на работе). Таким образом, если увольнение работника-члена избирательной комиссии не связано с осуществлением им публично-правовых функций, его можно уволить по инициативе работодателя в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения. Этот вывод подтверждается судебной практикой (см. Кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу № 33-4458/11, Определение Московского областного суда от 22.07.2010 по делу № 33-11925).

А.О. Пучкина

Вопрос:


Обязан ли работодатель приобретать бланки медицинских книжек работникам за свой счет?

Ответ:

Статья 213 ТК РФ предусматривает случаи обязательного прохождения медосмотров отдельными категориями работников. К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работники, связанные с движением транспорта, работники пищевой промышленности, общественного питания и торговли, работники водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений и другие. Как правило, нормативные акты предусматривают предварительный (перед приемом на работу) и периодические медицинские осмотры. Также Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами может быть предусмотрена обязанность работодателя проводить медосмотры ежедневно (например, для водителей). При этом как указано в ч. 8 ст. 213 ТК РФ, предусмотренные статьей медицинские освидетельствования осуществляются за счет работодателя.
При этом следует отметить, что оформлять личные медицинские книжки нужно не всем работникам, подлежащим медицинскому осмотру. В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», личная медицинская книжка выдается работникам производств и организаций (индивидуальных предпринимателей), деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Остальным категориям работников оформлять медицинские книжки не нужно.
Порядок проведения обязательных медосмотров установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Порядок). В соответствии с п. 33 Порядка, данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки. Таким образом, заполнение медицинской книжки является неотъемлемой процедурой прохождения обязательного медосмотра, а, следовательно, бланк личной медицинской книжки приобретается также за счет работодателя.

А.О. Пучкина

Вопрос:


Работник был уволен в связи с сокращением численности штата организации. Спустя несколько месяцев, в связи со смертью этого работника, от его сына поступило заявление на выплату материальной помощи. В соответствии с локальным нормативным актом организации при обращении родственников умерших бывших работников предприятия им оказывается материальная помощь в размере 10000 руб. Подлежит ли обложению НДФЛ единовременная выплата материальной помощи члену семьи умершего бывшего работника? Нужно ли учитывать эту сумму при заполнении отчетности по НДФЛ, если да – на кого подавать справку 2-НДФЛ: на умершего сотрудника или на его сына?

Ответ:

Виды доходов, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, определены  ст. 217 НК РФ.
На основании п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию.
На момент смерти физлицо не состояло в трудовых отношениях с организацией.
Расторжение трудового договора в связи с выходом на пенсию происходит по инициативе работника, согласно п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ».
В данном случае, трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя, на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, по причине сокращения численности работников.
Очевидно, что основания для увольнения в указанных случаях существенно отличаются, поэтому не выполняются все условия, необходимые для освобождения данной выплаты от налогообложения, предусмотренные п. 8 ст. 217 НК РФ. Соответственно, сумма материальной помощи должна облагаться НДФЛ на общих основаниях.  Аналогичное мнение было изложено специалистами Минфина России в письме от 01.04.2011 № 03-04-06/9-66.
Таким образом, сумма материальной помощи, выплачиваемая члену семьи умершего работника, в рассматриваемом случае подлежит обложению НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ исчислить и перечислить сумму НДФЛ за налогоплательщика должен налоговый агент (источник выплаты дохода) непосредственно из доходов налогоплательщика при их выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
С 1 января 2016 г., согласно  п. 2 ст. 230 НК РФ,  все лица, признаваемые налоговыми агентами по НДФЛ,  обязаны подавать в налоговые органы  расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ.  Минфин России отметил, что расчет сумм НДФЛ представляется всеми организациями - налоговыми агентами независимо от основания, по которому они были признаны таковыми (Письма от 07.12.2015 № 03-04-06/71300, от 02.11.2015 № 03-04-06/63268).
Таким образом, сумму материальной помощи, выплаченную  сыну умершего бывшего сотрудника, а также НДФЛ, исчисленный и удержанный с данной суммы, организации следует отразить в расчете 6-НДФЛ в периоде выплаты  (п.1 ст.223 НК РФ, п.4, п.6 ст. 226 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, следовательно налогоплательщиком в отношении дохода в виде  материальной помощи является сын умершего сотрудника и справку по форме 2-НДФЛ по итогам налогового периода следует представить именно на него.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация в 1 квартале 2012 года приобрела товар и приняла НДС к вычету. В 1 квартале 2016 года этот товар организация отгружает иностранному покупателю. В рамках таможенной процедуры экспорта, соответственно, восстановила ранее принятый к вычету НДС. Пакет документов, подтверждающих ставку 0%, был собран организацией во 2 кв 2016г. Имеет ли право организация принять НДС к вычету по отгруженному на экспорт товару, если с момента принятия его к учету прошло более 3-х лет?

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.
Налоговые вычеты, предусмотренные вышеуказанной статьей НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет.
На основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию РФ.
Однако, п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету этого налога в отношении операций, облагаемых по ставке 0%, в том числе при реализации товаров на экспорт. Согласно данному пункту вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.
В п. 9 ст. 167 НК РФ говорится, что при реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст.  170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым в экспортных операциях, принимаются к вычету в налоговом периоде, в котором определяется налоговая база по реализуемым товарам, в том числе после истечения трехлетнего срока исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг), за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 26.04.2016 № 03-07-08/24230.

И.С. Новиков

Вопрос:


Организация сняла по чеку денежные средства на выплату заработной платы, а выдала данные суммы в подотчёт на хозяйственные нужды. Какие санкции предусмотрены за нецелевое использование денежных средств?

Ответ:

В настоящее время  вопросы, связанные с кассовыми операциями регулируются  Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание). В Указании отсутствует требование о расходовании денег, полученных в банке на цели, указанные в чеке.
Отметим, что до 1 января 2012 г. п. 4 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Письмом Центробанка от 04.10.1993 № 18 предусматривал условие о расходовании наличных денег, полученных в банке, на цели, указанные в чеке.
Статьей 15.1 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей и на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В данной статье перечислены такие виды правонарушений, как:
1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Как видим, такой вид правонарушения, как нецелевое использование денежных средств, полученных по чеку  в банке, в данной статье не поименован.
Т.о., в настоящее время   выдача средств, полученных по чеку на  выплату заработной платы, на хозяйственные нужды не является нарушением порядка ведения кассовых операций и ответственность за такую выдачу не предусмотрена.

А.И.Сурова

Вопрос:


Надо ли вести раздельный учет НДС при экспорте  в Казахстан товаров, принятых на учет после 1 июля 2016 года?

Ответ:

В соответствии с преамбулой и ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) Республика Казахстан и Российская Федерация являются членами Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Порядок применения НДС в отношении экспорта товаров в ЕАЭС  установлен Протоколом  о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) (далее - Протокол).
На основании с абз.1 п. 3 Протокола при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС.  Нормами абз. 2 вышеуказанного пункта установлено, что при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.
До 1 июля 2016 г. п. 3 ст. 172 НК РФ  был установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по нулевой ставке. Согласно этому порядку вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производился на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ. Согласно п.9 ст.167  НК РФ при реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке НДС, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.   Из-за этой особенности экспортерам приходилось вести раздельный учет «входного» НДС.  Минфин в своих разъяснениях также указывал на обязанность ведения раздельного учета при экспортных операциях.   (см., например, Письма от 14.03.2005 № 03-04-08/48, от 18.05.2006 № 03-04-08/100, от 27.06.2012 № 03-07-08/163, от 06.07.2012 № 03-07-08/172, от 26.02.2013 № 03-07-08/5471).
С 1 июля  2016 г. Федеральным законом от 30.05.2016 № 150-ФЗ были внесены изменения в статьи 165 и 172 НК  РФ. В частности, в п.3 ст.172 НК РФ введена  норма, согласно которой, особый порядок вычетов  входного НДС по товарам,  реализуемым в режиме экспорта,  не применяется. Т.е. НДС можно принимать к вычету в общем порядке, установленном п.1 ст.172 НК РФ. Исключение составляет экспорт сырьевых товаров. Для вычета для таких товаров, как и прежде нужно собирать пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ). В соответствии с абз.3 п.10 ст.165  НК РФ к данной категории товаров относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них.
Т.о.,  при экспорте несырьевых товаров, в том  числе в Казахстан, принятых на учет с 1 июля 2016 г., раздельный учет НДС вести не нужно.

А.И.Сурова

Вопрос:


Наша основная деятельность – сдача в аренду помещений. Может ли наша организация внести  за  арендатора плату за негативное воздействие на окружающую среду, а затем перевыставить  эти расходы? При таком варианте сможет ли  арендатор учесть эти расходы по налогу на прибыль, или предусмотреть в договоре аренды другой способ возмещения нам платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Ответ:

Одним из принципов охраны окружающей среды, перечисленных в ст.3  Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Статьей 16 данного закона  предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее плата за НВОС) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В статье 16.1 вышеуказанного Закона  перечислены плательщики платы за НВОС.
Это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны вносить плату за НВОС при размещении отходов.
Плату за НВОС должен вносить собственник отходов. В Письме Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» отмечается, что в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым негативное воздействие на окружающую среду. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно, т.е. в данном случае арендатором. В другом Письме от 13.07.2015 № ОД-03-04-32/11939 Росприроднадзор  указывает, что образователем (собственником) отходов является лицо, образовавшее их, либо лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц. Вопросы установления права собственности на отходы в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. На основании вышеизложенного, для того чтобы арендодатель смог осуществить плату за НВОС в договоре аренды нужно предусмотреть переход права собственности на отходы к арендодателю, тогда именно на него ляжет обязанность по уплате платежа.
Плату за НВОС арендодатель сможет  включить в стоимость арендной платы. Согласно п.2 ст.  614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы.
П. 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. 
Основываясь на вышеуказанных нормах, размер арендной платы может включать в себя компенсацию затрат арендодателя (в частности плату за НВОС).
При условии предоставления арендодателем документов, подтверждающих правильность расчета сумм платежей и реальность понесенных затрат арендатор вправе учесть суммы указанных платежей в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

А.И.Сурова