Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Организация 5 июня 2016 года сменила адрес и была переведена из налоговой инспекции № 3 в налоговую инспекцию № 25. В налоговой инспекции № 3 организация была снята с учета, после чего организацией в сентябре 2016 года было получено требование из налоговой инспекции № 3 о даче пояснений по налоговой декларации по УСН по итогам 2015 года. При этом декларация по УСН за 2015 год представлена организацией в установленные сроки, уточненные декларации не подавались. Должна ли организация представлять эти пояснения, если на учете в этой налоговой она уже не состоит?

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 87 НК РФ одной из форм текущего документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства является камеральная налоговая проверка. Полномочия налоговых органов и порядок проведения камеральных налоговых проверок регулируются ст. 88 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 88 НК РФ определено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Таким образом, из буквального прочтения приведенной нормы следует, что камеральная проверка проводится тем налоговым органом, в который была представлена налоговая декларация.

Как установлено п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиками по месту своего учета. Поэтому в общих случаях  камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения того налогового органа, в котором налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) состоит на учете.

Основанием для прекращения камеральной проверки в отношении ранее поданной налоговой декларации является подача уточненной налоговой декларации. Одновременно этот факт является и основанием для начала новой камеральной проверки в отношении уточненной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Однако в рассматриваемом случае уточненная декларация налогоплательщиком не представлялась. То есть оснований для преждевременного прекращения камеральной проверки декларации по УСН за 2015 год у инспекции № 3 не было.

Факт снятия налогоплательщика с учета в налоговом органе, в который была представлена налоговая декларация, не является основанием для прекращения камеральной проверки.

Данная  позиция подтверждается  разъяснениями ВАС РФ (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). ВАС РФ ссылаясь на ст. 30 НК РФ, согласно которой налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, пришел к выводу,  что по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям, налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а также совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этих решений. Поэтому, если ИФНС России по прежнему месту учета начала проводить камеральную проверку декларации и в ходе проверки налогоплательщик изменил место нахождения, завершить камеральную проверку должна та же ИФНС России.

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Продление или приостановление указанного срока камеральной проверки НК РФ не предусмотрено. Если, например, декларация по УСН за 2015 год была представлена налогоплательщиком в установленный срок 31 марта 2016 года, то проводить камеральную проверку в отношении данной декларации инспекция № 3 имела право вплоть до 30 июня 2016 года (п.5 ст. 6.1 НК РФ). То есть в данном случае камеральная проверка могла производиться в отношении налогоплательщика и после его снятия с учета (5 июня 2016 года) в данной ИФНС.

На основании п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе выставить требование о предоставлении необходимых пояснений в случае, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. Кроме того, право истребования документов, в соответствии со ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ, налоговым органам предоставлено также при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия, на основании п. 6 ст. 101 НК РФ, могут быть назначены в рамках процедуры рассмотрения акта и иных материалов камеральной налоговой проверки. Соответствующее решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. На их проведение НК РФ отведен срок, не превышающий один месяц.
Следовательно, в рамках проведения камеральной налоговой проверки (или в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля) налоговый орган имеет право запросить у налогоплательщика необходимые пояснения. И налогоплательщик, даже в том случае, если на момент получения такого требования он в этой инспекции на учете не состоит, обязан указанные пояснения предоставить.

В рассматриваемом случае налоговый орган запросил пояснения по налоговой декларации по УСН за 2015 год в сентябре 2016 года, однако в данной ситуации камеральная налоговая проверка должна была завершиться 30 июня 2016 года. Следовательно, и документы, необходимые для проведения данной камеральной налоговой проверки, налоговый орган вправе был требовать только до этой даты. Предельный срок запрашивания документов в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (по п. 6 ст. 101 НК РФ) истек, соответственно, в июле 2016 года. То есть в сентябре  2016 года у налогового органа, в который была представлена декларация по УСН за 2015 год, не имеется оснований для истребования у налогоплательщика каких-либо документов.

Согласны с таким мнением и суды. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.11.2009 № 10349/09 признал незаконным направление инспекцией требования о представлении документов по истечении срока проведения камеральной проверки (более чем через 11 месяцев после подачи обществом налоговой декларации). Суд указал, что налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации по НДС налоговых вычетов, если в срок, установленный НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность. Впоследствии Пленум ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 № 57 указал, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, считаем, что в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе в силу пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ не выполнять требование налогового органа о предоставлении пояснений по налоговой декларации по УСН за 2015 год, как не соответствующее НК РФ. Полагаем, что в данном случае отказ от исполнения требования о предоставлении пояснений следует составить письменно и направить его в налоговый орган (инспекцию № 3).

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация продала автомобиль физическому лицу на основании договора купли – продажи от  28.03.2016г., 30.03.2016г. подписан акт приемки-передачи.  От какой даты нужно отталкиваться при расчете транспортного налога: от даты заключения договора купли-продажи, от даты подписания акта приемки передачи или от даты регистрации на нового владельца? 

Ответ:

На основании ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 362 НК РФ определено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства  принимается за полный месяц. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении вышеуказанного  коэффициента.

Из приведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость именно от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком. Взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах. Данную позицию подтверждают контролирующие органы (письма Минфина России от 24.12.2014 № 03-05-06-04/66762, от 13.12.2013 № 03-05-05-04/54789, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@).

На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств для участия в дорожном движении возможен при наличии регистрации и выдаче соответствующих документов. Порядок регистрации установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (утверждены приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, далее - Правила).

Транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (п. 20 Правил).

Как следует из п. 6 Правил, изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника. Аналогичное правило установлено п. 56.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение № 1 к приказу МВД России от 07.08.2013 № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», далее - Регламент).

Таким образом, заключение договора купли-продажи, равно как и передача транспортного средства по акту новому владельцу, не влекут за собой изменения регистрационных данных об этом транспортном средстве. Соответственно, дата заключения такого договора не может рассматриваться в качестве даты, с которой организация - бывший владелец может прекратить начисление транспортного налога.

Новый собственник транспортного средства в течение 10 суток с даты заключения договора купли-продажи должен обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД с заявлением об изменении регистрационных данных в связи с переходом права собственности на автомобиль (п. 56.1 Регламента)).

При этом истечение 10-дневного срока (предоставляемого новому собственнику на регистрацию) само по себе также не влечет оснований для внесения изменений в регистрационные данные. То есть после истечения этих 10 дней автоматически регистрационные данные изменены не будут.

Действующее законодательство не предусматривает обязанность какого-либо органа или нового владельца информировать бывшего собственника о факте изменения регистрационных данных. Поэтому во избежание негативных последствий, в том числе налоговых, прежнему собственнику целесообразно самостоятельно принять меры по осуществлению контроля за свершением данного факта. Например, можно обратиться с официальным запросом в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ (именно этот орган наделен полномочиями по регистрации автотранспортных средств - смотрите п. 2 Постановления № 938) с просьбой подтвердить факт и дату изменения регистрационных данных.

Кроме того, организация может обратиться к новому собственнику с просьбой представить копию паспорта транспортного средства (ПТС). Дело в том, что на основании постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 и Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее - Положение о ПТС) паспорт транспортного средства является обязательным документом для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В том случае, если связи с прежним собственником у организации нет или из Госавтоинспекции будет получен ответ о том, что изменение регистрационных данных новым собственником не осуществлялось, у бывшего владельца автомобиля есть право через 10 дней после совершения сделки обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД для прекращения регистрации автомобиля, если новый собственник не зарегистрировал его в установленном порядке (п. 60, п. 60.4 Регламента). При этом свидетельство о регистрации транспортного средства будет выставлено в розыск (п. 3 разъяснения МВД России от 17.10.2013 «О применении положений Административного регламента по регистрации транспортных средств»).

МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны - вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений Административного регламента по регистрации транспортных средств»).

Е.И. Борковская

Вопрос:


В связи с расширением деятельности организация будет оказывать услуги по ведению бухгалтерского учета, заключая договоры с юридическими лицами. Установлены ли законодательством требования о наличии лицензии и членстве в СРО для организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета?

Ответ:

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.

Поскольку договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета является договором возмездного оказания услуг, отношения сторон по данному договору регулируется нормами главы 39 ГК РФ.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить конкретные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги. При этом оказание услуг по ведению бухгалтерского учета регламентировано также Законом № 402-ФЗ в части требований, предъявляемых к исполнителю по выполнению подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Виды деятельности, на которые требуются лицензии, установлены ст. 12 Закона № 99-ФЗ.
Деятельность по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета не лицензируется, поскольку эта деятельность не упомянута в ст. 12 Закона № 99-ФЗ и иных законодательных актах. Следовательно, требование о наличии лицензии на осуществление деятельности оказания услуг по ведению бухгалтерского учета действующим законодательством не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями (СРО) являются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской и/ или профессиональной деятельности. Действующее законодательство предусматривает обязательное и необязательное членство в СРО.

В частности, действующее законодательство предусматривает обязанность для юридических лиц быть членом СРО для осуществления следующих видов деятельности: выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ); проведение энергетического обследования (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации); деятельности в сфере теплоснабжения (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»); аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») и др. При этом требования о членстве организаций, осуществляющих деятельность по ведению бухгалтерского учета, в саморегулируемых организациях, действующим законодательством не установлены.

Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


Работник организации – гражданин Казахстана с видом на жительство, обучающийся на военной кафедре образовательной организации, представил работодателю справку, выданную факультетом военной подготовки, в целях выплаты средней заработной платы за период прохождения им учебных сборов. Правомерны ли требования работника?

Ответ:

В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) иностранный гражданин, получивший вид на жительство, признается постоянно проживающим в РФ. Постоянно проживающий гражданин Казахстана вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ без разрешения на работу или патента, на них распространяются общие нормы трудового законодательства (ст. 2, пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, преамбула, ст. 1, п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ).

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Граждане мужского пола, обучающиеся на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях.

Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам (п. 5 ст. 20, ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

При этом на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан РФ, пребывающих в запасе (п. 33, 36 Положения об учебных военных центрах, п. 36 Положения о факультетах военного обучения Постановления Правительства РФ от 06.03.2008 № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования» (далее – Постановление № 152).

Следовательно, в силу вышеизложенного, прохождение учебных сборов в связи с обучением работника на военной кафедре высшего учебного заведения относится к военным сборам.

В соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

В силу пп. «а» п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (далее – Положение №333), финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Осуществление указанных расходов производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила № 704). Как следует из содержания п. 2 Правил № 704, компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона № 53-ФЗ, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, причем компенсация данных осуществляется за счет средств федерального бюджета.
П. 8 Положения №333 на военные комиссариаты возлагаются функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.

Вышеуказанные положения не исключают возможность и не содержат запрет на возмещение работодателем работнику среднего заработка, а также предполагают возможность компенсации в указанном порядке расходов работодателя, связанных с выплатой среднего заработка работнику (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу № 11-29136).

Следовательно, требование работника о выплате средней заработной платы в период прохождения им учебных сборов при наличии справки военной кафедры является правомерным. Аналогичная позиция отражена в судебной практике (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 № 06АП-4587/2014 по делу № А73-7313/2014).

Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


Организация, занимающаяся оказанием услуг по проведению развлекательных мероприятий, принимает на работу по срочному трудовому договору гражданина Украины, являющегося беженцем, на период с августа по ноябрь 2016 для организации выездных мероприятий в санаториях и домах отдыха. Необходимо ли гражданину Украины - беженцу при трудоустройстве по срочному трудовому договору предоставлять полис ДМС?

Ответ:

Гражданину Украины – беженцу при трудоустройстве по срочному трудовому договору не нужно предоставлять полис ДМС.

Обоснование:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон № 4528-1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Данный статус подтверждается удостоверением беженца, которое выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год) (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 (далее – Постановление № 356)). Данное удостоверение действительно на всей территории РФ. Форма удостоверения утверждена Постановлением № 356 (абз. 1, 2, 5, 7 п. 7 ст. 7 Закона № 4528-1).

В соответствии с пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) для осуществления трудовой деятельности в РФ гражданину Украину, признанному беженцем, не нужно оформлять патент (разрешение на работу) до момента утраты (лишения) соответствующего статуса. В свою очередь, работодатель вправе принять на работу беженца без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ).

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 8 Закона № 4528-1 беженцы осуществляют трудовую деятельность на территории РФ наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено российским законодательством или международными договорами. Следовательно, граждане Украины, признанные беженцами, трудоустраиваются в общем порядке, предусмотренном для оформления трудовых отношений с гражданами РФ.

В соответствии со ст. 327.3. ТК РФ наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю, в том числе, договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, - при заключении трудового договора с временно пребывающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 8 Закона № 4528-1 лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Следовательно, гражданину Украины – беженцу при трудоустройстве по срочному трудовому договору не нужно предоставлять полис ДМС.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Закона № 115-ФЗ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Законом № 4528-1, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Лицам, имеющим статус беженцев, выдается полис ОМС на срок пребывания, установленный для данных лиц (Информация ФФОМС от 19.01.2016).

Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


Физическое лицо, гражданин РФ, владеет (100%) иностранной компанией на Кипре. Организация получила прибыль от торговли Ценными бумагами. Организация выплатила все налоги в соответствии с законодательством Кипра и было принято решение о распределении дивидендов участнику (акционеру компании – гражданину РФ). На какой банковский счет гражданина РФ можно перечислять полученные дивиденды? На банковский счет, открытый только на территории РФ, или правомерно перечислить их на банковский счет физического лица, открытого в иностранном банке?

Ответ:

Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) дает закрытый перечень операций, на основании которых резиденты РФ могут получать денежные средства на счета (во вклады), открытые ими в иностранных банках за пределами территории РФ (Статья 12 Закона № 173-ФЗ).

Так, резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами РФ, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Помимо этого, допустим перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого  резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого  резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации (пп. ж п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ), а также перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации (пп. 3 п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

Также на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств – членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями - нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет (ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Кроме этого, допустимые с точки зрения валютного законодательства операции, в результате которых могут быть зачислены денежные средства на счета резидента в иностранном банке, указаны в пунктах 10 - 12, 16 - 18 части 1 статьи 9, абзацах шестом - восьмом части 2 статьи 14, а также пунктах 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

Такая операция, как получение физическим лицом - резидентом РФ суммы дивидендов от нерезидента на свой счет в иностранном банке, в вышеуказанный перечень не входит и, следовательно, будет противоречить действующему валютному законодательству РФ. Не будет являться нарушением валютного законодательства получение дивидендов от нерезидента на счет в уполномоченном банке, с которого, при необходимости, можно будет осуществить перевод на счет резидента за рубежом.

А.А. Власов

Вопрос:


Возможно ли уставный капитал ООО при его увеличении оплатить векселем того же ООО?

Ответ:

В соответствии со ст. 66.1 ГК РФ вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом. Однако согласно ст. 128 ГК РФ вексель попадает в состав вещей как документарная ценная бумага.

При оплате уставного капитала векселем имеет место проблема его фактического наполнения, так как к правомерному обороту и реализации данной ценной бумаги предъявляется достаточно много формальных требований. Например, при определенных обстоятельствах (например, при пропуске сроков протеста векселя в неплатеже) получить платеж по переводному векселю будет практически невозможно.

Между тем, существуют судебные акты, подтверждающие законность оплаты уставного капитала ООО векселем: Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2011 по делу № А14-12036/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2010 по делу № А56-59613/2009, Определение ВАС РФ от 18.01.2011 № ВАС-18074/10 по делу № А56-59613/2009.

Также по данному вопросу имеется мнение Банка России, который указывает, что оплата размещаемых АО акций допускается денежными средствами, вещами (включая документарные ценные бумаги), долями (акциями) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственными и муниципальными облигациями, а также подлежащими денежной оценке исключительными, иными интеллектуальными правами и правами по лицензионным договорам (п. 7 Письма от 18.08.2014 № 06-52/6680).

А.А. Власов

Вопрос:


Обязана ли управляющая компания производить ремонт тротуарной дорожки, бордюрного камня у подъезда многоквартирного дома, если придомовой земельный участок у многоквартирного дома не сформирован?

Ответ:

Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ следует, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «ж» п. 11 указанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящим в состав общего имущества.

В силу положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Закона № 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть оформлен земельный участок под многоквартирным домом.

В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее состояние.

Вышеуказанная позиция поддерживается следующими судебными актами: Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 20.03.2014 по делу № 33-3080/2014, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 05.08.2014 по делу № 33-9324/2014, Определение Свердловского областного суда от 21.12.2012 по делу № 33-15559/2012, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 № 08АП-2841/2016.

А.А. Власов