Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Предусмотрена ли законодательством РФ ответственность для юридического лица за самовольную постройку?

Ответ:

Понятие самовольной постройки установлено ст. 222 ГК РФ и объединяет под собой несколько видов нарушения законодательства. Так, здание, сооружение или другое строение признается самовольной постройкой при возникновении одного из следующих условий:

1. Объект возведен на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;

2. Объект возведен на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;

3. Объект создан без получения на это необходимых разрешений;

4. Объект создан с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Независимо от основания для признания самовольной постройкой, у лица, осуществившего такую постройку, возникает гражданско-правовая ответственность в виде обязанности снести ее за свой счет, либо оплатить снос. А вот административная ответственность отличается в зависимости от обстоятельств, повлекших признание постройки самовольной.

Если строительство осуществлено на земельном участке, не предоставленном юридическому лицу в установленном порядке, такие действия квалифицируются по ст. 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка. Штраф по этой статье для юридических лиц составляет от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Строительство здания на земельном участке, с нарушением разрешенного использования земельного участка влечет административную ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Ответственность за указанное правонарушение для юридических лиц составляет от 20 до 100 тысяч рублей.

Ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство предусмотрена частью 1 ст. 9.5 КоАП РФ (штраф от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Также частью 5 этой статьи предусмотрена ответственность за эксплуатацию объекта капстроительства без разрешения на ввод в эксплуатацию – штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

И, наконец, за нарушение градостроительных норм предусмотрена ответственность статьей 9.4 КоАП РФ. В зависимости от тяжести нарушения и возникших негативных последствий, размер штрафа варьируется от 100 до 600 тысяч рублей, а за повторное нарушение – штраф до миллиона рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Кроме того, в случае причинения существенного вреда, возможно привлечение должностных лиц организации к уголовной ответственности по ст. 330 УК РФ (Самоуправство).

А.О. Пучкина

Вопрос:


Организация планирует записывать видеоролики. Для этого она заключает лицензионный договор с композитором на право использования музыкального произведения. Какие документы должен предоставить композитор для подтверждения наличия у него исключительных прав на музыкальное произведение?

Ответ:

В соответствии с ч. 1 ст. 1259 ГК РФ музыкальные произведения с текстом или без являются объектами авторского права. При этом, как указано в части 4 этой статьи, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Исключительное право на произведение принадлежит автору произведения или иному правообладателю (ст. 1270 ГК РФ). Таким образом, исключительное право изначально возникает у автора (если иное не предусмотрено договором) и в дальнейшем может быть передано, например, по договору. В последнем случае подтвердить исключительное право можно копией договора об отчуждении исключительного права.

Однако из вопроса следует, что в данном случае лицензиаром является композитор, то есть автор музыкального произведения. А значит никаких документов, подтверждающих наличие исключительного права, у него быть не может, ведь по российскому законодательству ни право авторства, ни передача исключительных прав на произведения не подлежат государственной регистрации. На практике, в случае возникновения судебных споров, в качестве доказательства авторства суды принимают черновики произведения, рукописи, свидетельские показания, наличие депонирования в Российском авторском обществе, договоры на создание произведения и другие обстоятельства (см., например, Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.12.2012 по делу № 33-7973/2012; Апелляционное определение Московского городского суда от 22.04.2013 по делу № 11-10996).

Конечно, при проверке контрагента перед заключением лицензионного договора не нужно требовать от композитора черновики нот или объяснения свидетелей. Идеально, если у него окажется свидетельство о депонировании музыкального произведения в Российском авторском обществе, но, если такого нет, достаточно просто декларации автора о наличии у него исключительных прав на произведение. Например, можно указать в договоре, что автор гарантирует наличие у него предоставляемых по договору прав на музыкальное произведение. В таком случае именно лицензиар будет нести ответственность в случае нарушения исключительных прав третьих лиц.

А.О. Пучкина

Вопрос:


ООО, зарегистрированное в Крыму, на дату составления промежуточного баланса в 2014 году при переходе с учета в гривнах на учет в рублях имело непокрытый убыток 25 млн в рублях, полученный в 2010 году. В 2014 году деятельность не велась. По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год получена прибыль. Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на этот убыток?

Ответ:

На основании статьи 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится с учетом особенностей, предусмотренных вышеуказанной статьей и статьями 264.1, 268.1, 274, 275.1, 275.2, 278.1, 278.2, 280 и 304 Налогового кодекса РФ.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 № 2263-6/14 «Об утверждении Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 05.05.2014 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» установлены переходные положения для компаний, зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность по Украинскому законодательству. Так согласно пункту 2 Раздела I этого Положения первым днем налогового периода по налогам и сборам, установленным Налоговым кодексом РФ, является день внесения сведений о налогоплательщике в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона № 124-ФЗ или в ЕГРИП.

Таким образом, исходя из данной формулировки в совокупности со ст. 283 НК РФ, ООО может учесть убытки от предпринимательской деятельности, полученные с момента внесения сведений о налогоплательщике в ЕГРЮЛ, т.е. с момента перерегистрации.

Данная формулировка уже вызвала много вопросов по применению ст. 283 НК РФ и, по мнению некоторых налогоплательщиков, она существенно нарушает баланс прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, расположенных в Республике Крым, по сравнению с тем, как эти права и обязанности сбалансированы для предприятий, расположенных в остальных субъектах РФ.

Более того известен случай заявления о признании недействующими некоторых пунктов вышеупомянутого Положения. Налогоплательщик в этом заявлении указывал на то, что трактовка Налогового кодекса РФ, изложенная в пунктах 1, 2 раздела I, пункте 3 раздела II Положения, является ошибочной, исключает для предприятий, расположенных на территории Республики Крым, обратившихся с заявлениями о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, возможность переноса убытков, возникших в предыдущих налоговых периодах - до внесения изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Кроме того в уточненном заявлении налогоплательщик ссылается также на то, что оспариваемое положение не соответствует также пункту 1 статьи 3 и пункту 3 статьи 75 Конституции РФ. Решением Верховного Суда Республики Крым от 19.05.2015 по делу № 2-17/2015 данное заявление оставлено без удовлетворения. Обжалование данного решения в Верховном Суде РФ также не принесло ожидаемого результата для заявителя (Определение Верховного Суда РФ от 07.10.2015 по делу № 127-АПГ15-4).

И.С. Новиков

Вопрос:


В компании трудоустроены члены семьи высококвалифицированного специалиста. Каким образом должны облагаться налогами и взносами доходы, полученные от трудовой деятельности этих сотрудников?

Ответ:

Порядок приема на работу иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов и членов их семей установлен статьей 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно п. 1.1 ст. 13.2 этого Закона членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Также на основании ст. 13.2 вышеуказанного Закона члены семьи высококвалифицированного специалиста имеют право на льготное трудоустройство.

При выплате дохода высококвалифицированному специалисту в рамках трудовых отношений данный доход облагается НДФЛ по ставке 13% независимо от того, является он налоговым резидентом или нет (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом следует учитывать, что абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ о ставке НДФЛ распространяется только в отношении доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, а не в отношении доходов, членов семьи высококвалифицированного специалиста. Таким образом, при выплате дохода данным сотрудникам следует учитывать статус налогоплательщика для целей исчисления НДФЛ.

В отношении страховых взносов начисленных с доходов членов семей высококвалифицированных специалистов необходимо отметить следующее.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Таким образом, взносы в фонд обязательного медицинского страхования по таким сотрудникам уплачивать не нужно.

При начислении страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо учитывать статус работников – членов семьи высококвалифицированного специалиста, так как Закон № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не содержат исключений для таких работников.

Что касается страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то согласно п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие данного закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

То есть начислять страховые взносы «на травматизм» в отношении выплат иностранным работникам – членам семьи высококвалифицированного специалиста необходимо в общеустановленном порядке.

И.С. Новиков

Вопрос:


В организацию (г. Москва) пришел трудоустраиваться на работу гражданин Таджикистана. Данный гражданин согласно документам имеет статус временно проживающего. Временное проживание выдано 10.11.2015 УФМС России по Московской области. При этом гражданин также предоставил разрешение на работу в г. Москве, выданное ему в 2014 году, которое действительно до 2017 года. Вправе ли организация принять на работу данного гражданина?

Ответ:

В соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) разрешение на временное проживание – это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно проживающие в РФ иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента. При этом в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

В первую очередь при приеме на работу иностранного гражданина работодатель должен определить статус данного гражданина (временно пребывающий, временно проживающий и т.д.). После этого, в зависимости от статуса гражданина, определяются документы, которые гражданин должен иметь для трудоустройства в российскую организацию.

В рассматриваемом случае, иностранный гражданин имеет статус временно проживающего. Соответственно сам факт наличия у него разрешения на работу уже не имеет значения, т.к. данный документ ему для трудоустройства не требуется. При этом т.к. у данного гражданина есть отметка в паспорте о наличии временного проживания на территории Московской области, то работать на территории Москвы он не может.

Таким образом, в рассматриваемом случае работодатель не должен заключать трудовой договор с гражданином Таджикистана, имеющего разрешение на временное проживание в Московской области, даже при наличии у него разрешения на работу в г. Москве. В противном случае, работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Ю.С. Терешко

Вопрос:


В организации принято решение о сокращении должности, которую занимает один сотрудник. Работник был уведомлен о сокращении за два месяца до предполагаемой даты увольнения. Был издан приказ об изменении штатного расписания, новое штатное расписание согласно приказу должно было вступить в силу по истечении 2-х месяцев с момента издания приказа. Однако работник уволился по собственному желанию до истечения двухмесячного срока уведомления. Можно ли исключить занимаемую им должность из штатного расписания сразу после его увольнения, можно ли изменить дату введения новой редакции штатного расписания? Обязан ли работодатель осуществлять данные действия?

Ответ:

Согласно ч. 2 ст. 180 Трудового Кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Таким образом, работодатель не может раньше чем за два месяца исключить из штатного расписания должность, которую занимает работник. И это главное требование трудового законодательства. Если должность вакантна, т.е. ее не занимает никакой работник, то работодатель вправе сократить такую должность в любое время по своему усмотрению. При этом трудовое законодательство не ограничивает работодателя в сроках принятия решения по исключению из штатного расписания таких должностей, а также не ограничивает в количестве таких «сокращений» за год или иной период.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации работодатель не обязан после увольнения работника принимать отдельное решение об исключении из штатного расписания указанной в вопросе должности. Однако по своему желанию он вправе это сделать, в том числе ввести в действие новую редакцию штатного расписания ранее запланированной даты, учитывая, что сокращаемая должность стала вакантной.

Ю.С. Терешко