Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Организация осуществляет торговлю через объект стационарной торговой сети. 01.07.2015 года подали уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. По какой форме и в какие сроки должна отчитываться организация, являясь плательщиком торгового сбора?

Ответ:

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика торгового сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной в налоговый орган уполномоченным органом (п. 1 ст. 416 НК РФ). Все плательщики торгового сбора обязаны в течение пяти рабочих дней со дня начала осуществления торговой деятельности представить в налоговую инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Уведомление подается по месту нахождения объекта недвижимого имущества, в котором ведется торговля, в случае торговли через иные объекты (например, через нестационарную торговую сеть) уведомление подается в инспекцию по месту своего учета (п. 7 ст. 416 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@)

Для того чтобы стать плательщиком торгового сбора, объект осуществления торговли достаточно использовать хотя бы один раз в квартал (например, продажа товаров на ярмарках, рынках выходного дня и т.д.).

Согласно п. 1 ст. 417 НК РФ сумму сбора плательщик определяет самостоятельно (за исключением случая, когда плательщик не представил уведомление). Расчет ведется для каждого объекта обложения сбором отдельно.

Величина данного сбора никак не зависит от полученного дохода плательщика. Он взимается, повторим, если хотя бы один раз в течение квартала объект движимого или недвижимого имущества использовался для торговой деятельности. Сумма сбора будет одинаковой во всех случаях: велась торговля день или полный квартал.

В то же время, если налогоплательщик «забудет» встать на учет в качестве плательщика сбора, то налоговый орган сам рассчитает ему сумму сбора на основании сведений, поступивших от Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Налоговым периодом при исчислении и уплате торгового сбора признается квартал.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

Уведомление подается по форме утвержденной Приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@ ТС-1 «Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор».

В данном уведомлении в поле 3.3 «Исчисленная сумма сбора за квартал (в рублях)» и в поле 3.6 «Сумма сбора за квартал» указывается сумма торгового сбора для каждого объекта обложения торговым сбором.

В Письме от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ указано, что информация, содержащаяся в уведомлении, подлежит контролю на предмет:

  • правильности указания ставок торгового сбора, установленных соответствующими нормативными правовыми актами муниципальных образований;
  • правомерности применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного определенным категориям плательщиков;
  • выявления в расчете сумм торгового сбора ошибок (искажений).

Сумма торгового сбора определяется при подаче уведомления и впоследствии подлежит пересмотру только в случае изменения показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора. Инспекторы в информационном ресурсе налогового органа и в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика будут ежеквартально отражать именно эту сумму торгового сбора, указанную в уведомлении.

При этом гл. 33 НК РФ не предусмотрена обязанность представления отчетности, следовательно, и отчитываться плательщикам по исчисленным и уплаченным сумам торгового сбора не надо.

О.А. Кремер

Вопрос:


На расчетный счет организации А поступили денежные средства, ошибочно перечисленные организацией Б в счет предстоящих поставок. Организация А вернула эти средства в течение 5-ти дней. Договор между данными организациями отсутствует. Нужно ли организации А выставлять счет-фактуру на аванс и отражать её в декларации по НДС?

Ответ:

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Суммы, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), налоговую базу НДС не увеличивают. Поэтому ошибочно перечисленные на расчетный счет налогоплательщику денежные средства не учитываются при определении налоговой базы по НДС. Позиция Минфина России по данному вопросу, представленная в Письме от 02.08.2010 № 03-07-11/329, подтверждает этот вывод.

Увеличение налоговой базы на суммы, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), НК РФ не предусмотрено.

Пунктом 4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н, предусмотрено, что декларация по налогу на добавленную стоимость составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных Кодексом, - на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).

На основании п. 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, при получении денежных средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), получатель этих средств выписывает счет-фактуру, который регистрируется в книге продаж.

В данном случае ошибочное получение денежных средств не связано с оплатой товаров (работ, услуг), счет-фактура не выписывается, в книге продаж полученная сумма не регистрируется и в налоговой декларации по НДС не отражается.

Д.С. Кошкин

Вопрос:


Индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты работникам, применяет ЕНВД. 30 сентября 2015 года он уплатил фиксированные страховые взносы в ФФОМС за 2015 год в размере 8000 руб. Имеет ли право индивидуальный предприниматель уменьшить сумму ЕНВД на всю сумму уплаченных страховых взносов? Если нет, то можно ли перенести переплату по страховым взносам на следующий год?

Ответ:

В соответствии с абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 Налогового Кодекса РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 названного Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Таким образом, в 2015 году в бюджет ФФОМС самозанятые лица должны уплатить 3650,58 руб. (5965 руб. х 5,1% х 12).

Пунктом 2 ст. 346.32 Налогового Кодекса РФ установлено, что сумма единого налога на вмененный доход, начисленная за налоговый период, уменьшается, в том числе, на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплаченных в пределах исчисленных сумм в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, индивидуальный предприниматель вправе уменьшить сумму налога только в размере 3650,58 руб.

По поводу переноса переплаты по страховым взносам Минфин в Письме от 20.02.2015 № 03-11-11/8436 сообщает, что положением главы 26.3 Налогового Кодекса РФ не предусмотрен перенос на следующий год части суммы фиксированного платежа, не учтенной при уменьшении суммы единого налога на вмененный доход из-за недостаточности суммы исчисленного налога. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 14.05.2013 № 03-11-11/16628, от 26.04.2013 № 03-11-11/14780, от 24.04.2013 № 03-11-11/14196.

Таким образом, образовавшуюся переплату по страховым взносам нельзя учесть при уменьшении единого налога на вмененный доход в следующем налоговом периоде даже при условии зачета Пенсионным фондом РФ этой переплаты в счет будущих платежей по страховым взносам. Поэтому в данном случае лучше вернуть образовавшуюся переплату на основании п. 11 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и уплатить заново в том налоговом периоде, за который нужно уменьшить сумму единого налога на вмененный доход.

Минфин в Письме от 20.02.2015 № 03-11-11/8436 также сообщает, что замечания и предложения, изложенные в обращениях по данному вопросу, будут рассмотрены в рамках мероприятий по совершенствованию законодательства РФ о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

На основании вышеизложенного до внесения изменений в Налоговый кодекс РФ во избежание споров с контролирующими органами советуем придерживаться мнения Минфина по данному вопросу.

И.С. Новиков

Вопрос:


Работнице установлен режим неполной рабочей недели. В августе 2015 года она предоставила листок нетрудоспособности по уходу за ребенком. Предыдущие два года сотрудница работала в организации полную рабочую неделю. Бухгалтер рассчитал пособие по уходу за больным ребенком исходя из фактического заработка (он больше МРОТ). При проверке ФСС РФ пересчитал пособие по данному страховому случаю с учетом продолжительности рабочего времени застрахованного лица, ссылаясь на ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Правомерны ли в данном случае действия проверяющих?

Ответ:

Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается в соответствии Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ), а также в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закон № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы у другого страхователя (других страхователей). Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ; п. 15 Положения). Установление работнику неполного рабочего времени не влияет на порядок исчисления дневного пособия по временной нетрудоспособности из фактического заработка (п. 16 Положения).

В ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ установлено правило об исчислении среднего заработка пропорционально продолжительности рабочего времени, но оно распространяется только на ситуации, когда средний заработок сотрудника, исчисленный из фактически полученного им дохода, получился меньше минимального размера оплаты труда (таблица 9 к Письму ФСС РФ от 14.12.2010 № 02-03-17/05-13765). То есть, если средний заработок сотрудника работающего на условиях неполного рабочего времени получился выше МРОТ, то корректировать его размер пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника не нужно. Не имеет значения и тот факт, что в расчетном периоде работник трудился на условиях полного рабочего времени.

Следовательно, в расчете пособия по уходу за ребенком будет использоваться фактический средний заработок сотрудницы, оснований для его корректировки пропорционально продолжительности рабочего времени нет. Действия проверяющих неправомерны.

Е.Б. Гусева

Вопрос:


Гражданин Украины утратил статус лица, получившего временное убежище, в связи с истечением его срока. По какой статье ТК РФ уволить гражданина Украины в таком случае? Трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок.

Ответ:

В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) в отношении граждан Украины действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ. По общему правилу временно пребывающий в безвизовом порядке иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии патента (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ)).

Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, в том числе на иностранных граждан, получивших временное убежище на территории Российской Федерации - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища (пп. 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Поэтому в период действия указанного статуса гражданин Украины может трудиться на территории России без получения патента.

В случае утраты работником статуса лица, получившего временное убежище, работник не вправе продолжать работать в России без получения дополнительных разрешений (в данном случае патента).

В соответствии с абз. 5 и 6 ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются, в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. А с 13 декабря 2014 года в ТК РФ введена гл. 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Одна из норм этой главы устанавливает помимо общих оснований увольнения, предусмотренных ТК РФ, специальные основания (ст. 327.6 ТК РФ). Однако среди них нет такого специального основания для прекращения трудового договора, как утрата статуса лица, получившего временное убежище в России. Поэтому, по нашему мнению, работник в данной ситуации должен быть уволен по пункту 9 части 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с истечением срока действия специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

При этом, если до утраты статуса работник приобретет иные основания, позволяющие ему продолжать работу в России (например, оформит разрешение на временное проживание), трудовой договор с ним можно не прекращать. В договор лишь потребуется внести соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения.

Е.А. Кушвид

Вопрос:


В организацию принят на работу гражданин Украины. На основании решения суда к нему применена такая мера наказания за совершенное им правонарушение как выдворение с территории РФ. По какой статье уволить данного работника?

Ответ:

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей (ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ).

Из-за того, что к иностранному гражданину было применено административное наказание в виде выдворения из страны, это приводит к невозможности исполнения им трудовых обязанностей в российской организации.

В соответствии с абз. 5 и 6 ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются, в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. А с 13 декабря 2014 года в ТК РФ введена гл. 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Одна из норм этой главы устанавливает помимо общих оснований увольнения, предусмотренных ТК РФ, специальные основания (ст. 327.6 ТК РФ). Однако среди них нет такого специального основания для прекращения трудового договора, как выдворение с территории РФ.

Поэтому, по нашему мнению, в случае выдворения иностранного работника из страны работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Увольнение производится днем вступления в силу решения суда о наложении административного наказания. Выходное пособие при увольнении по данному основанию работнику не выплачивается.

Процедура увольнения в данном случае происходит на общих основаниях в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ и от увольнения других сотрудников не отличается. Прекращение трудового договора оформляется приказом работодателя.

Напоминаем, что о расторжении трудового договора с иностранным гражданином следует уведомить территориальный орган ФМС России (пункт 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Уведомлять миграционную службу необходимо о любом случае прекращения трудовых договоров независимо от основания.

Срок для подачи уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) договора. Форма уведомления утверждена Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Неподача данного уведомления, нарушение сроков для его подачи, уведомление не по установленной форме или с нарушением порядка подачи уведомления влечет административную ответственность в соответствии с частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ. К ответственности по указанному основанию организацию могут привлечь в течение 1 года со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для отправки уведомления.

Е.А. Кушвид

Вопрос:


Организация-комитент, применяющая общую систему налогообложения, продает товар в розницу физическим лицам через организацию-комиссионера, применяющего общую систему налогообложения. Как отражать данную операцию в декларации по НДС и какой код вида операции указывать организации-комиссионеру и организации-комитенту?

Ответ:

Учет у комиссионера.

С 1 января 2015 г. организации, применяющие общую систему налогообложения, не являющиеся посредниками, не должны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее - журнал учета счетов-фактур) (п. п. 3, 3.1 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

С 1 января 2015 г. журнал учета счетов-фактур должны вести посредники (комиссионеры или агенты, ведущие посредническую деятельность от своего имени), выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении данной деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Такие посредники указывают в журнале учета счетов-фактур "транзитный" НДС, который у них не отражается в книге покупок или книге продаж. Счета-фактуры на свое агентское вознаграждение такие посредники отражают только в книге продаж (абз. 4 п. 3.1 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-11/1698).

Но в данной ситуации организация-комиссионер при продаже товара физическим лицам в розницу счета-фактуры не составляет, так как пробитие чека ККТ физическим лицам приравнивается к тому, что требование по выставлению счета-фактуры считается исполненным (п. 7 ст. 168 НК РФ). Таким образом, при реализации комиссионером от своего имени товаров в режиме розничной торговли физическим лицам за наличный расчет он счета-фактуры не составляет (Письмо Минфина России от 17.03.2015 N 03-07-09/14183). А значит, не ведет журнал учета счетов-фактур (абз. 1 п. 3.1 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.04.2015 N 03-07-11/23546).

В разд. 10 и 11 новой декларации по НДС отражаются только счета-фактуры, которые посредник перевыставляет (п. п. 49, 50 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России N ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок заполнения декларации по НДС)).

Следовательно, организация-комиссионер в новой декларации по НДС разд. 10 и 11 в этом случае не заполняет.

Комиссионное вознаграждение организация-комиссионер отражает только в книге продаж (абз. 4 п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

В разд. 9 новой декларации по НДС комиссионер отражает счет-фактуру на комиссионное вознаграждение и указывает код вида операции 01 (п. 47 Порядка заполнения декларации по НДС, Приложение к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@ "Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур"). Комиссионное вознаграждение облагается НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ) и отражается в разд. 3 декларации по НДС по строке 010 (п. 38.1 Порядка заполнения декларации по НДС).

Учет у комитента.

Организация-комиссионер при продаже товара физическим лицам в розницу счета-фактуры не составляет, так как пробитие чека ККТ физическим лицам приравнивается к тому, что требование по выставлению счета-фактуры считается исполненным (п.7 ст. 168 НК РФ). Таким образом, при реализации комиссионером от своего имени товаров в режиме розничной торговли физическим лицам за наличный расчет счета-фактуры не составляет (Письмо Минфина России от 17.03.2015 N 03-07-09/14183).

Организация-комиссионер выставляет организации-комитенту счет-фактуру только на свое комиссионное вознаграждение.

Далее данные по реализации товаров организацией-комиссионером передаются организации-комитенту, которая отражает соответствующую реализацию на основании отчета комиссионера и копий первичных документов (данные с контрольной ленты ККТ). Полученные данные с контрольной ленты ККТ организация-комитент регистрирует в книге продаж (п. 1, п. 13, абз. 2 п. 20 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137), отражая соответствующую стоимость продаж и сумму НДС.

Таким образом, при реализации товара физическим лицам за наличный расчет организацией-комитентом счета-фактуры не выставляются, а в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы, в том числе бухгалтерская справка-расчет, содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (Письмо Минфина России от 17.03.2015 N 03-07-09/14183).

Всю реализацию за квартал организация-комитент отражает в книге продаж (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

В декларации по НДС реализация товара организацией-комитентом отражается:

  • в разделе 9, по нашему мнению, можно указать код вида операции 26, либо код вида операции 04 (п. 47 Порядка заполнения декларации по НДС, Письмо ФНС России от 08.06.2015 N ГД-4-3/9935@, Письмо ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@) Официальных разъяснений по какому коду операций комитенту отразить реализацию товаров физическим лицам за наличный расчет через комиссионера нет. Рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в контролирующие органы.
  • в разделе 3 в строке 010 и (или) 020 (в зависимости от того по какой ставке НДС реализуются товары 18 или 10 %) (п. 38.1 Порядка заполнения декларации по НДС).

Также в декларации по НДС комитент заполняет разд. 8. В нем будут записи - на вычет НДС с комиссионного вознаграждения (на основании счета-фактуры на комиссионное вознаграждение), отражается код вида операции 01 (п. 45 Порядка заполнения декларации по НДС, Приложение к Приказу ФНС России N ММВ-7-3/83@). В разд. 3 организация-комитент отражает вычет с комиссионного вознаграждения по строке 120 (п. 38.8 Порядка заполнения декларации по НДС).

В.В. Журавлев

Вопрос:


Российская организация во время деловых переговоров на территории иностранного государства вручила представителям иностранного контрагента путевки по «Золотому кольцу России». В стоимость тура включено: питание, экскурсионное обслуживание по программе - включая билеты в музеи и услуги гида-сопровождающего, а также транспортное обслуживание. Возникает ли у организации обязанность налогового агента по исчислению и уплате НДФЛ?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Напомним, что нерезидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, за исключением доходов, перечисленных в ст. 217 НК РФ.

Подпункты 1, 2 п. 2 ст. 211 НК РФ предусматривают, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

  • оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
  • полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.

Таким образом, оплата путевки представителям контрагента является их доходом, полученным в натуральной форме. При получении физическим лицом дохода в натуральной форме в виде имущественных прав, налоговая база по НДФЛ определяется как стоимость этих имущественных прав, исчисленная исходя из рыночных цен (п. 1 ст. 211 НК РФ). Полагаем, что в данном случае рыночная цена путевки будет равна ее цене, указанной на бланке путевки.

Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

В данной ситуации российская организация на территории иностранного государства вручает путевки представителям контрагента, не требуя какой-либо компенсации. Таким образом, согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ в данном случае речь идет о дарении. В соответствии с п. 1 ст. 574 ГК РФ, если дарение сопровождается передачей дара одаряемому, договор дарения может быть заключен в устной форме.

Минфин России в своем Письме от 05.04.2011 № 03-04-06/6-75, анализируя ст. 209 НК РФ, разъяснил, что доход в виде подарков, полученных от российской организации, относится к доходам от источников в Российской Федерации, независимо от места вручения подарков.

Таким образом, есть вероятность, что контролирующие органы, руководствуясь позицией Минфина, признают стоимость путевок, подаренных нерезидентам объектом обложения НДФЛ.

При дарении подарков физическим лицам, стоимость которых превышает 4000 рублей, организация-даритель признается налоговым агентом в отношении указанных доходов и должна исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ.

В отношении рассматриваемых доходов в целях исчисления НДФЛ устанавливается налоговая ставка в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

По общему правилу налоговый агент обязан исчислить сумму налога, удержать ее непосредственно из доходов налогоплательщика при их выплате и перечислить исчисленную и удержанную сумму налога в бюджет (п.4 ст. 226 НК РФ). Однако в данном случае организация дарит иностранным партнерам только путевки, никаких иных выплат в денежной форме в их пользу не производится. В такой ситуации применяются нормы п. 5 ст. 226 НК РФ, в соответствии с которым при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить физическому лицу - получателю подарка и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумме.

При этом необходимо учитывать, что такие доходы могут облагаться НДФЛ на территории РФ только в том случае, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ).

Е.И. Борковская

Вопрос:


Работодатель принял решение выплатить работнику материальную помощь в связи со смертью родственника. Правомерно ли это? Как оформить? Необходимо ли заполнять лицевой счет, записку-расчет, какие-либо ведомости?

Ответ:

Понятия «материальная помощь» не содержится в Трудовом кодексе РФ. Отсюда, однако, не следует, что работодатель не вправе выплатить материальную помощь работнику в связи с определенными событиями (такими, например, как регистрация брака или смерть родственника). Конкретные основания, условия, порядок и суммы выплаты работникам материальной помощи могут быть зафиксированы в трудовом либо коллективном договоре (ст. 41 ТК РФ), а также в локальных нормативных актах работодателя (абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ). При этом работодатель не лишается права на выплату материальной помощи работнику, если ни в трудовом (коллективном) договоре, ни в локальном акте организации нет соответствующего положения, поскольку трудовое законодательство не содержит такого запрета. Таким образом, выплата материальной помощи в связи со смертью родственника осуществляется на добровольных началах работодателя или на основании локальных нормативных актов компании.

Законодательный регламент документального оформления этой процедуры отсутствует. Основанием для выплаты будет являться приказ работодателя, составленный в свободной форме. В тех случаях, когда инициатива исходит от работника, изданию приказа предшествует подача работодателю заявления с просьбой о выплате материальной помощи.

Что касается лицевого счета, записки-расчета и ведомостей по заработной плате, эти документы в рассматриваемом случае не оформляются. Дело в том, что, согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», записка-расчет применяется для расчета причитающейся работнику заработной платы и других выплат при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого или иного отпуска. Лицевой счет, согласно этому же Постановлению, применяется для ежемесячного отражения сведений о заработной плате, выплаченной работнику в течение календарного года.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Материальная же помощь работнику не является частью заработной платы, так как по своей правовой природе, имеет социальный характер, производится не в рамках трудовых отношений и не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы. Другими словами, материальная помощь никак не связана с оплатой труда работников. Эта позиция находит отражение в судебной практике (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 № 06АП-1391/2013 по делу № А04-189/2013, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.08.2015 № Ф01-3229/2015 по делу № А79-333/2015, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 № 05АП-118/2015 по делу № А51-27736/2014).

Лишь в одном случае суды рассматривают материальную помощь, как элемент оплаты труда: если она выплачивается систематически и имеет стимулирующий характер при наличии соответствующего положения в трудовом (коллективном) договоре либо локальном нормативном документе организации (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2010 № А43-9564/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 07.06.2010 № Ф09-4252/10-С2, Постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.2010 № А65-20133/2009).

Но материальная помощь в связи со смертью близкого родственника, по своей сути, не может иметь стимулирующего характера, а также выплачиваться систематически, так как ориентирована на конкретный случай (смерть родственника), наступление которого нельзя предугадать, и выплачивается не с целью мотивации сотрудника к труду, а исключительно как мера социальной поддержки.

В дополнение отметим, что, если умерший является несовершеннолетним ребенком работника организации, у организации возникает обязанность выплаты пособия на погребение за счет ФСС (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона № 8-ФЗ, п. 5 Временного порядка, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 22.02.1996 № 16).

Ю.В. Защипина