Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Организация отправляет в другой город на конференцию физических лиц, не состоящих в штате. Оплачивает им проезд, проживание, питание, а также взнос за участие в данной конференции. Нужно ли организации рассчитывать с данных оплат НДФЛ и сообщать в налоговую о невозможности удержания?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика (физического лица), полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

К доходам, полученным в натуральной форме, относится, в частности, оплата организациями (предпринимателями) товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождаются (не подлежат налогообложению) все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, связанных, в частности, с исполнением трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Исходя из этой нормы следует, что только при наличии трудовых отношений компенсация налогоплательщику расходов, связанных с исполнением указанных обязательств, не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

В данном случае организация производит оплату за физическое лицо стоимости проезда, проживания, питания и членский взнос. В таком случае данная оплата за счет организации, в штате которых физические лица не состоят и не находятся в их властном или административном подчинении, является доходом, полученным в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13%.

В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ обязанностью налоговых агентов является письменное сообщение налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог. В Письме ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 невозможность удержать налог возникает в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды. Сообщение о невозможности удержать налог представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода.

Организации при направлении физических лиц, не состоящих в штате, в другой город для участия в конференции необходимо рассчитать НДФЛ с сумм оплат проезда, проживания, питания и взноса за участие, а также сообщить в ИФНС о невозможности удержания.

Д.С. Кошкин

Вопрос:


Сотрудник в связи с производственной необходимостью привлекался к работе в выходные дни. Может ли приказ о привлечении работника к работе в выходные дни издаваться более поздним числом, например, в понедельник?

Ответ:

Привлечение к работе в выходной день регулируется ст. 113 ТК РФ. По общему правилу работа в выходные дни запрещается. Исключение предусмотрено для случаев, перечисленных в ст. 113 ТК РФ.

Так, привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации (ее отдельных структурных подразделений), производится по письменному распоряжению работодателя и, как правило, при наличии письменного согласия работника.

Согласие работника не требуется только в чрезвычайных ситуациях, в частности (ч. 3 ст. 113 ТК РФ):

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии, эпизоотии и пр.), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Законодательство не устанавливает конкретных сроков оформления письменного распоряжения работодателя (приказа). Однако, исходя из смысла ст. 113 ТК РФ распоряжение о привлечении работника к работе в выходной день должно быть оформлено предварительно, то есть до того, как работник должен будет приступить к работе в свой выходной день.

Поэтому, приказ о привлечении работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни не может быть издан позднее той даты, когда работник был фактически привлечен к работе.

Следует отметить, что привлечение работника к работе в выходной день по инициативе работодателя без оформления соответствующего письменного распоряжения, а также без получения письменного согласия работника, когда оно необходимо, является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Также нужно иметь в виду, что за привлечение к работе в выходные и праздничные дни работнику производится доплата в соответствии со ст. 153 ТК РФ. По желанию работника, работавшего в выходной день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 3 ст. 153 ТК РФ).

Е.А. Кушвид

Вопрос:


Из-за нехватки денежных средств организация в установленный срок не уплатила транспортный налог. По истечении трех месяцев с установленного для уплаты налога срока, налоговая инспекция выставила инкассовое поручение о списании недоимки по налогу на расчетный счет в банке. При этом организация не получала ни требования об уплате налогов, пени и штрафов, ни решения о взыскании задолженности за счет денежных средств. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ:

В соответствии с п.п. 1, 8 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога (сбора, пеней, штрафов) (далее - требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (пеней, штрафов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пеней, штрафов). Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.п. 2, 3 ст. 69 НК РФ).

Если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ, требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование направляется налогоплательщику для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов). Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Направление требования налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в случаях, предусмотренных НК РФ, является обязанностью налогового органа, что прямо следует, в том числе из пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ. Если требование налогоплательщику направлено не было, неуплаченные суммы налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, взысканы быть не могут.

Согласно ст. 69 НК требование по установленной форме может передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пленум ВАС РФ в п. 53 Постановления от 30.07.2013 № 57 указал, что независимо от того, получил налогоплательщик требование, направленное заказным письмом, или нет, процедура признается соблюденной. То есть отправленное требование в любом случае считается полученным в срок, предусмотренный п. 6 ст. 69 НК РФ. Таким образом, даже при отсутствии расписки в получении письма и отрицании факта его получения налогоплательщиком признать дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности неправомерными, скорее всего, не удастся.

Если же требование было направлено простым письмом, инспекция не сможет подтвердить факт его передачи налогоплательщику, так как оно вручается адресату без расписки в получении. При этом по истечении шести рабочих дней с даты направления такое письмо нельзя считать полученным, поскольку положения п. 6 ст. 69 НК РФ распространяются только на случаи направления требования заказным письмом. Поэтому, если налогоплательщик отрицает, что такое письмо до него дошло, суд может признать дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности неправомерными (Постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2010 № Ф09-5181/10-С3).

Согласно п. 2, п. 3 ст. 46 НК РФ, после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, если организация (индивидуальный предприниматель) не погасила задолженность, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств и на основании него выставляет банку поручения на списание суммы задолженности со счетов налогоплательщика и перечисление ее в бюджет. Банк обязан исполнить данные поручения безусловно (п. 4 ст. 46 НК РФ). Срок вынесения инспекцией решения о взыскании - два месяца после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней с момента вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ). Оно вручается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, либо направляется по почте заказным письмом (п. 3 ст. 46 НК РФ). Одним из способов передачи, свидетельствующих о дате получения, может являться направление налогоплательщику решения по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 31 НК РФ). Кроме того, с 1 июля 2015 г. инспекция вправе направить налогоплательщику решение через личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ). Если иным способом инспекции не удалось передать его налогоплательщику, п. 3 ст. 46 НК РФ предусмотрено направление решения заказным письмом по почте. Решение о взыскании направляется налогоплательщику по соответствующему адресу согласно п. 5 ст. 31 НК РФ.

Если инспекция не уведомит налогоплательщика о вынесении решения о взыскании, это может служить основанием для его отмены только в совокупности с другими существенными нарушениями (несоблюдением порядка выставления требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, срока принятия решения о взыскании). Подтверждают данный вывод Постановления ФАС Московского округа от 06.02.2014 № Ф05-17622/2013, от 27.08.2010 № КА-А40/9751-10, ФАС Поволжского округа от 26.02.2008 № А12-9625/07-С36.

Таким образом, на основании абз. 3 п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 46, п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать с налогоплательщика задолженность по налогам, пеням, штрафам, процентам при выполнении двух условий: инспекция направила организации (индивидуальному предпринимателю) требование об уплате задолженности; срок исполнения налогоплательщиком требования истек, но задолженность им не погашена.

Если требование об уплате налогов (пеней, штрафов) налогоплательщику действительно не направлялось и при этом инспекция не уведомила налогоплательщика о вынесении решения о взыскании, по нашему мнению налоговый орган не вправе обращать взыскание на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в целях принудительного исполнения обязанности по уплате соответствующих сумм налогов (пеней, штрафов). Вы можете обжаловать их действия (бездействие) в вышестоящий налоговый орган, т.е. в административном порядке; в судебном порядке. (п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Однако есть вероятность, что вышеуказанные документы были направлены налоговым органом надлежащим образом, однако не получены налогоплательщиком по независящим от инспекции причинам (например, из-за несовпадения фактического и юридического адреса). В таком случае, при фактическом наличии задолженности обжаловать действия налоговой инспекции не имеет смысла.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация приобрела нежилое помещение, требующее реконструкцию. В связи с этим учла данное помещение на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы». С 1 января 2015 года данное помещение включено в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Должна ли организация в отношении нежилого помещения уплачивать налог на имущество организаций с 1 января 2015 года?

Ответ:

В соответствии со ст. 374 Налогового Кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового Кодекса РФ. При этом, в соответствии со ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым, в частности, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них. Отнесение актива к основным средствам, согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, возможно при одновременном выполнении следующих условий:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В свою очередь Минфин в Письме от 06.06.2014 № БС-4-11/10837@ рассмотрел вопрос о налогообложении налогом на имущество организаций недвижимого имущества, учтенного в качестве вложений во внеооборотные активы, если оно включено в Перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Согласно данному письму условием для налогообложения налогом на имущество организаций объекта, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, является учет его на балансе в качестве объекта основных средств, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового Кодекса РФ.

Таким образом, правомерно учтенные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета на балансе организации в качестве вложений во внеоборотные активы объекты недвижимого имущества, включенные уполномоченным органом власти субъекта РФ в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

И.С. Новиков

Вопрос:


В организации установлена пятидневная рабочая неделя, с продолжительностью 40 часов. Два сотрудника, у которых есть малолетние дети, изъявили желание работать 3 дня в неделю. С работниками были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору на срок 6 месяцев. Имеет ли право организация по истечении 6 месяцев по заявлению работников продлить действие дополнительного соглашения еще на 6 месяцев? Нужно ли заключать в таком случае новое дополнительное соглашение или можно внести изменение в ранее подписанное соглашение?

Ответ:

В соответствии со ст. 57 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) обязательным условием трудового договора является условие о режиме рабочего времени и времени отдыха работника (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Согласно ст. 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Таким образом, вводя режим неполного рабочего времени по заявлению работника на определенный период времени, работник и работодатель должны внести изменения в трудовой договор, заключив дополнительное соглашение к трудовому договору.

Действующее трудовое законодательство не предусматривает механизма внесения изменений в дополнительное соглашение к трудовому договору путем заключения дополнительного соглашения к дополнительному соглашению к трудовому договору. Ввиду того, что в рассматриваемой ситуации по истечении 6 месяцев, условие о неполном режиме рабочего времени утратит силу, работник должен будет работать на общих условиях, которые ранее были предусмотрены его трудовым договором. Но так как работник хочет продолжать работать на условиях режима неполного рабочего времени (и работодатель на это согласен), на наш взгляд, в этом случае сторонам следует заключить новое дополнительное соглашение к трудовому договору.

Ю.С. Терешко