Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Организация-комиссионер осуществляет реализацию товара комитента по договору комиссии от своего имени через магазин на территории г. Москвы. Кто будет признан плательщиком торгового сбора комиссионер или комитент?

Ответ:

Включение в категорию лиц, являющихся плательщиками торгового сбора, зависит от того, занимается ли организация или индивидуальный предприниматель тем видом предпринимательской деятельности на территории г. Москвы, в отношении которого установлен сбор.

При этом плательщиками торгового сбора в г. Москве признаются лица, осуществляющие один из следующих видов торговли (предусмотренных п. 2 ст. 413 НК РФ):
- торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
- торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, для которой установлен торговый сбор, обязаны уведомлять налоговый орган:
- о возникновении объекта обложения (не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором);
- об изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора (не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения);
- о прекращении осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли.

Согласно п. 7 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:
- по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества (если несколько объектов находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) - то по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее);
- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

Таким образом, обязанность по уплате сбора обусловлена использованием имущества для осуществления торговли.

Возникновение и прекращение объекта обложения связано с фактом использования имущества. Дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, рассматривается как дата возникновения объекта обложения сбором. Дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, рассматривается как дата прекращения объекта обложения сбором (п. 2 ст. 412 НК РФ).

Для признания организации или индивидуального предпринимателя плательщиком торгового сбора должны соблюдаться два условия: лицо должно заниматься торговой деятельностью, эта деятельность должна вестись через объект осуществления торговли. 

Исходя из выше сказанного следует что плательщиком торгового сбора признается тот кто фактически использует объект недвижимости для осуществления торговли, а это в данной ситуации - комиссионер, следовательно он и будет признан плательщиком торгового сбора.

О.А. Кремер

Вопрос:


Организация осуществляет торговлю на ярмарке выходного дня. Должна ли она встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора?

Ответ:

Плательщики сбора подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляется:
- на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган;
- на основании информации, представленной в налоговый орган уполномоченным органом, определяемым нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (в соответствии с п. 2 ст. 418 НК РФ).

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, для которой установлен торговый сбор, обязаны уведомлять налоговый орган:
- о возникновении объекта обложения (не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором);
- об изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора (не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения);
- о прекращении осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли.

Согласно п. 7 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:
- по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее - Закон № 62) освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках.

При осуществлении организациями и индивидульными предпринимателями вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, подлежат постановке на учет, при этом налоговый кодекс не предусматривает освобождение от данной обязанности в связи с возможностью  применения льгот.

Следует отметить, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 416 НК РФ осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Организация при осуществлении торговли на ярмарке выходного дня обязана подать уведомление в налоговый орган не позднее пяти рабочих дней с даты начала торговли.

Форма уведомления рекомендована Письмом ФНС России от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@.

В соответствии с порядком заполнения рекомендуемой формы  N ТС-1 организация должна указать в поле 3.1 ставку торгового сбора, установленную Законом № 62, в поле 3.3 исчисленную сумму сбора за квартал и в поле 3.4 указать в качестве суммы льготы – сумму, указанную в поле 3.3, далее в поле 3.5 указать код льготы следующим образом:

0

0

0

3

0

0

0

1

0

0

0

2

О.А. Кремер

Вопрос:


О заключении и расторжении трудового (гражданско-правового) договора с иностранным работником работодатель обязан уведомить ФМС России в течение 3 рабочих дней. С какого дня следует исчислять данный срок - с даты заключения договора или со следующего дня? Какова ответственность за неуведомление? И нужно ли уведомлять еще какие-либо государственные органы о заключении (расторжении) договора с иностранцем?

Ответ:

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 115-ФЗ) и п. 2 Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, приведенного в Приложении № 21 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147).

Таким образом, срок следует исчислять начиная с даты заключения (расторжения) договора. Например, договор заключен 7 июля 2015 года. Значит уведомление нужно подать не позднее 9 июля 2015 года.

За нарушение данного срока уведомления предусмотрена ответственность в виде штрафа (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ):
- для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) - от 400 000 до 800 000 руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей до 1 млн. рублей);
- для должностных лиц - от 35 000 до 50 000 руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей до 70 000 рублей);
- для граждан - от 2000 до 5000 руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей до 7 000 рублей).

Срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Никакие другие государственные органы кроме территориального органа ФМС России о приеме на работу иностранного гражданина вы уведомлять не должны. С 1 января 2015 г. работодатели освобождены от обязанности уведомлять о заключении (расторжении) договора с иностранным работником налоговую инспекцию и центр занятости населения. Теперь территориальные отделения ФМС России сами передают этим госорганам сведения о привлечении иностранцев к работе (абз. 5 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Е.А Кушвид

Вопрос:


Организация-комиссионер, применяющая общую систему налогообложения, от своего имени, но за счет комитента приобретает по договору комиссии импортный товар для организации-комитента, применяющей общую систему налогообложения. Товар приобретается из стран, не являющихся участниками Договора о Евразийском экономическом союзе. Товар ввозится в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления. Организация-комиссионер платит на таможне «ввозной» НДС. Как отражать данную операцию в декларации по НДС и какой код вида операции в ней указывать организации-комиссионеру и организации комитенту?

Ответ:

Учет у комиссионера

С 1 января 2015 года, организации, применяющие общую систему налогообложения, не являющиеся посредниками не должны вести журнал   учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее   – журнал учета счетов-фактур) (п. 3, п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

С 1 января 2015 года журнал учета счетов-фактур должны вести посредники (комиссионеры или агенты, ведущие посредническую деятельность от своего имени), выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении данной деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Такие посредники указывают в журнале учета счетов-фактур «транзитный» НДС, который у них не отражается в книге покупок или книге продаж. Счета-фактуры на свое агентское вознаграждение такие посредники отражают только в книге продаж (абз. 4 п. 3.1 ст. 169 НК РФ,  Письмо Минфина России от 22.01.2015 № 03-07-11/1698).

Точно такие же требования по ведению журнала учета счетов-фактур распространяются на экспедиторов, работающих за посредническое вознаграждение  по договору транспортной экспедиции,  и на застройщика при выполнении функций застройщика (абз. 1, 2 п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Но в данной ситуации организация-комиссионер, при приобретении товара у иностранного поставщика, платит НДС на таможне на основании таможенной декларации и передает документы об уплаченном НДС комитенту. Право на вычет НДС возникает у организации-комитента. Для вычета НДС, уплаченного на таможне, у организации-комитента должны быть такие документы (Письма Минфина России от 26.10.2011 № 03-07-08/297, от 28.08.2007 № 03-07-08/242):
- документы, подтверждающие уплату налога комиссионером (агентом);
- таможенная декларация (ее копия) на ввозимые товары, полученная от комиссионера (агента);
- договор комиссии (агентский договор), предусматривающий уплату сумм налога комиссионером (агентом) за комитента (принципала) с последующей компенсацией этих сумм комитентом (принципалом).

То есть организация-комиссионер никакие счета-фактуры, дающие право на вычет «ввозного» НДС уплаченного на таможне организации комитенту не перевыставляет. А значит не ведет журнал учета счетов-фактур (абз. 1 п. 3.1 ст. 169 НК РФ). В разделах 10 и 11 новой декларации по НДС отражаются только счета-фактуры, которые посредник перевыставляет (п. 49, п. 50 Порядка заполнения декларации по НДС  утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее  – Порядок заполнения декларации по НДС)).

Следовательно организация-комиссионер в новой декларации по НДС разделах 10 и 11 в этом случае не заполняет.

Комиссионное вознаграждение организация-комиссионер отражает только в книге продаж (абз. 4 п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

В разделе 9 новой декларации по НДС комиссионер отражает счет-фактуру на комиссионное вознаграждение и указывает код вида операции 01 (п. 47 Порядка заполнения декларации по НДС, Приложение к Приказу ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@). Комиссионное вознаграждение облагается НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ) и отражается в разделе 3 декларации по НДС по строке 010 (п. 38.1 Порядка заполнения декларации по НДС).

Учет у комитента.

Организация-комитент принимает к вычету НДС уплаченный на таможне организацией-комиссионером на основании ((Письма Минфина России от 26.10.2011 № 03-07-08/297, от 28.08.2007 № 03-07-08/242):
- документов, подтверждающих уплату налога комиссионером (агентом);
- таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, полученная от комиссионера (агента);
- договора комиссии (агентского договора), предусматривающего уплату сумм налога комиссионером (агентом) за комитента (принципала) с последующей компенсацией этих сумм комитентом (принципалом).

Никакие счета-фактуры на «ввозной» НДС, уплаченный на таможне, организация-комиссионер не перевыставляет организаии-комитенту.

Организация-комиссионер выставляет организации-комитенту только счет-фактуру на свое комиссионное вознаграждение. А значит в книге покупок организация-комитент регистрирует записи дающие право на вычет:
- «ввозного» НДС уплаченного на таможне  на основании вышеуказанных документов;
- «входного» НДС с комиссионного вознаграждения.

В декларации по НДС организация-комитент заполняет раздел 8. В ней будут записи:
- на вычет «ввозного» НДС, уплаченного на таможне (регистрируются данные из таможенных деклараций и документов об уплате НДС ) отражается код вида операции 20 (п. 45 Порядка заполнения декларации по НДС, Приложение к Письму ФНС России от 22.01.2015 № ГД-4-3/794@);
- на вычет НДС с комиссионного вознаграждения (отражаются на основании счета-фактуры на комиссионное вознаграждения) отражается код вида операции 01 (п. 45 Порядка заполнения декларации по НДС, Приложение к приказу ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@).

В разделе 3 организация-комитент по строке 150 отражает вычет НДС уплаченного на таможне, а по строке 120 вычет с комиссионного вознаграждения (п. 38.8 , 38.11 Порядка заполнения декларации по НДС)

В.В. Журавлев

Вопрос:


Организация-комиссионер, применяющая упрощенную систему налогообложения, от своего имени, но за счет комитента приобретает по договору комиссии импортный товар для организации-комитента, применяющей общую систему налогообложения. Товар приобретается из стран, не являющихся участниками Договора о Евразийском экономическом союзе. Товар ввозится в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления. Организация-комиссионер платит на таможне «ввозной» НДС. Должна ли организация-комиссионер вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в этом случае и отражать данные операции в этом журнале? Должна ли организация-комиссионер по итогам налогового периода сдавать данные журналы в электронном виде в налоговую инспекцию?

Ответ:

С 1 января 2014 года лица не являющиеся налогоплательщиками НДС в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности (абз. 1 п. 3.1 ст. 169 НК РФ).  Такие посредники указывают в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур «транзитный» НДС, который у них не отражается в книге покупок или книге продаж.

Сам факт выставления (перевыставления) счета-фактуры посредником-«упрощенцем» не свидетельствует о том, что он должен уплатить НДС в бюджет (Письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-09/11, от 28.04.2010 № 03-11-11/123).

С 1 января 2015 года лица (комиссионеры, агенты), работающие от своего имени, выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении посреднической деятельности  не  являющиеся налогоплательщиками НДС (например, применяющих УСН) и  налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, которые связаны с исчислением и уплатой НДС (в частности, на основании ст. 145 НК РФ), обязаны представлять в инспекцию в электронном виде журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Такая обязанность на них возлагается, если они одновременно в рамках этих сделок не являются налоговыми агентами по НДС (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Точно такие же требования по представлению  журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур распространяется на экспедиторов, работающих за посредническое вознаграждение  по договору транспортной экспедиции  и на застройщика при выполнении функций застройщика (п. 5.2 ст. 174 НК РФ)

Но в данной ситуации организация-комиссионер при приобретении товара у иностранного поставщика платит НДС на таможне на основании таможенной декларации и передает документы об уплаченном НДС комитенту. Право на вычет НДС возникает у организации-комитента. Для вычета НДС, уплаченного на таможне, у организации-комитента должны быть такие документы (Письма Минфина России от 26.10.2011 № 03-07-08/297, от 28.08.2007 № 03-07-08/242):
- документы, подтверждающие уплату налога комиссионером (агентом);
- таможенная декларация (ее копия) на ввозимые товары, полученная от комиссионера (агента);
- договор комиссии (агентский договор), предусматривающий уплату сумм налога комиссионером (агентом) за комитента (принципала) с последующей компенсацией этих сумм комитентом (принципалом).

То есть организация-комиссионер никакие счета-фактуры, дающие право на вычет «ввозного» НДС уплаченного на таможне, организации-комитенту не перевыставляет. А значит не ведет журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, никакие операции в них не отражает и в инспекцию их не сдает (абз. 1 п. 3.1 ст. 169 НК РФ п. 5.2 ст. 174 НК РФ)

В.В. Журавлев

Вопрос:


Нежилое здание организации неправомерно было включено в перечень имущества, по которому налог на имущество исчисляется из кадастровой стоимости. В результате того, что налог был рассчитан исходя из кадастровой стоимости, в декларации по налогу на прибыль за I квартал 2015 года был отражен убыток. По решению Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, имущество из перечня исключено. Организация пересчитала налог на имущество с начала налогового периода по средней стоимости, в результате образовалась переплата по данному налогу. Должна ли организация представить уточненную декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2015г.?

Ответ:

Для того, чтобы определить, в каком периоде производить корректировку налоговой базы по налогу на прибыль в связи с излишне уплаченной суммой налога на имущество, необходимо выяснить, чем является данная  переплата: ошибкой (искажением) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль предыдущего налогового периода  или  новым обстоятельством.
В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

При этом согласно  положениям п. п. 2 и 7 ст. 378.2 НК РФ налоговая база в отношении перечисленных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

НК РФ предусмотрено единоразовое определение указанного перечня не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу (п. 7 статьи 378.2 НК РФ).

Ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов, однако объекты недвижимого имущества, ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта РФ в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в перечень объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость (Письмо ФНС России от 09.02.2015 № БС-4-11/1799).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде сумм налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. 

Налог на имущество организаций в ст. 270 НК РФ не указан, следовательно, начисленные суммы данного налога учитываются в расходах, принимаемых для целей исчисления налогооблагаемой прибыли.

Нежилое здание организации неправомерно было включено в перечень имущества, по которому налог исчисляется из кадастровой стоимости, в связи с чем сумма налога к уплате была завышена.  Соответственно в I квартале 2015г. организация учла  в расходах  сумму налога на имущество в большем размере, чем это было необходимо.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Однако исчисление налогов, учитываемых в составе расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли, в большем, чем нужно, размере  не может квалифицироваться как ошибка при исчислении  налога на прибыль.

Данный вывод подтверждается, в частности, позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11, в котором указано, что учет в составе расходов первоначально исчисленной - ошибочно завышенной - суммы земельного налога в соответствии со ст. 252 и пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ не может квалифицироваться как ошибочный.  С позицией Президиума ВАС РФ согласны и контролирующие органы (Письмо Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571, направлено налоговым органам для использования в работе Письмом ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/2109).

Таким образом, ошибка в исчислении платежей, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (к ним кроме налогов, сборов и взносов в фонды относятся и таможенные пошлины, и сборы), не является ошибкой для целей исчисления налога на прибыль.

В связи с этим корректировка налоговой базы по налогу на имущество организаций должна рассматриваться как новое обстоятельство, которое отражается путем признания внереализационного дохода в текущем периоде.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации нет обязанности подавать уточненные декларации по налогу на прибыль за I квартал 2015г.

Е.И. Борковская

Вопрос:


ИП, применяющий УСН, занимается оказанием услуг по ремонту оргтехники. В своей деятельности предприниматель использует здание, принадлежащее ИП на праве собственности, в котором находятся как ремонтная мастерская, так и офис. Здание расположено в Московской области. Обязан ли ИП платить налог на имущество с 2015 года? Если да, то в какие сроки сдавать декларации и уплачивать налог?

Ответ:

В соответствии с п.3 ст. 346.11 НК РФ применение ИП   упрощенной системы налогообложения  предусматривает  их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Порядок применения п. 7 ст. 378.2 НК РФ рассмотрен в Письме Минфина России от 18.12.2013 № 03-05-05-01/55962.  Исходя из пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ и разъяснений финансового ведомства объекты недвижимого имущества, которые не включены в перечень, размещенный на официальном сайте субъекта РФ облагаются налогом на имущество в общеустановленном порядке, соответственно ИП, применяющие УСН от уплаты этого налога в данном случае освобождены (п.3 ст. 346.11 НК РФ)

Таким образом, начиная с 01.01.2015г. ИП, применяющие УСН, не освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества, используемых ими в предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости и включенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень административно-деловых и торговых центров, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ (Письмо Минфина России от 09.12.2014 № 03-05-06-01/63212).

Перечень имущества по которому база определяется как кадастровая стоимость в Московской области утвержден Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

 Из прямого прочтения данного нормативного акта следует, что этот перечень определен именно для исчисления налога на имущество организаций, а не для исчисления налога на имущество физических лиц.

При этом норма п. 3 ст. 346.11 НК РФ указывает на то, что ИП должен уплачивать налог на имущество физических лиц в отношении того имущества, которое включено в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ для исчисления налога на имущество организаций. Следовательно, в рассматриваемой ситуации предпринимателю необходимо установить, поименован ли объект недвижимости, который принадлежит ему на праве собственности (ст. 400 НК РФ), в вышеуказанном перечне. Если имущество включено в данный перечень, то оно облагается налогом на имущество физических лиц в 2015 году. Если же не включено, то такое имущество, используемое ИП, применяющим УСН, в предпринимательской деятельности, налогом на имущество физических лиц облагаться не будет.

В силу пп. 2 ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

Подпунктом 8 ст. 2 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ (далее - Закон № 284-ФЗ) в НК РФ добавлена глава 32 «Налог на имущество физических лиц», которая начала действовать с 01.01.2015г. При этом п. 3 ст. 3 Закона № 284-ФЗ определено, что нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о введении с 01.01.2015 налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 01.12.2014. В противном случае налог на имущество физических лиц на соответствующей территории не будет считаться установленным (Телеграмма Минфина России от 06.10.2014 № 03-05-04-02/50009).

Таким образом, порядок исчисления  и уплаты налога на имущества физических лиц должен устанавливаться решением каждого конкретного муниципального образования.  Согласно п. 2 ст. 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с данной главой. Если же никаких особенностей представительным органом муниципального образования не установлено, то при исчислении налога на имущество физических лиц необходимо руководствоваться нормами НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 403 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Учитывая изложенное, если объект недвижимости, принадлежащий ИП на праве собственности и используемый в деятельности, облагаемой УСН,  поименован в Перечне утвержденном Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, то с 2015 года по нему исчисляется и уплачивается налог на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости.

В связи  с тем, что в силу п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля  налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 408 НК РФ, представлять налоговые декларации  ИП  не требуется.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.п. 1, 2 ст. 409 НК РФ), таким образом, налог на имущество физических лиц за 2015 год подлежит уплате не позднее 01.10.2016 года.

Если это здание не включено в перечень, то налогом на имущество физических лиц оно не облагается.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация «Ромашка» приобрела земельный участок для последующей продажи и отразила его на 41 счете «Товары». Право собственности на данный участок было зарегистрировано 17 марта 2015г. На следующий день участок был продан и уже 13 апреля 2015г. право собственности перешло к покупателю. Необходимо ли организации «Ромашка» подавать декларацию и уплачивать земельный налог?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются в том числе организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом п. 2 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки являются недвижимым имуществом, то есть относятся к объектам недвижимости и подлежат государственной регистрации прав собственности.

В соответствии с  п.п. 1, 2 и 5 ст. 83 НК РФ обязательная постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляются на основании сведений, сообщаемых регистрирующими органами, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Датой постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе по этому основанию является дата регистрации права (прекращения права) собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ,  любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации признается товаром для целей налогового законодательства Следовательно, земельные участки, приобретенные обществом для перепродажи, можно признать товаром. Такие участки должны отражаться организацией на счете бухгалтерского учета 41 «Товары». При этом налоговое законодательство не связывает возникновение объекта налогообложения по земельному налогу в зависимости от того, на каком счете бухгалтерского учета  учитывается земельный участок.

Таким образом, после регистрации права собственности на приобретенный земельный участок в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним  организация признается плательщиком земельного налога.

В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, месяц, в котором организация купила участок, считается за полный месяц, если права на участок зарегистрированы до 15-го числа этого месяца включительно. Если права зарегистрированы 16-го числа и позже, этот месяц при расчете земельного налога покупателю  учитывать не нужно.

Если же организация продала участок, тогда - месяц, в котором право собственности на участок перешло к вашему покупателю, будет учитываться у вас как полный месяц при расчете земельного налога, если такая регистрация произошла 16-го числа и позднее. Если же продажа состоялась 15-го числа и ранее - такой месяц продавец не учитывает  при расчете своего земельного налога или авансового платежа по нему.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации ни месяц покупки участка (дата регистрации - позже 15-го числа этого месяца), ни месяц его продажи (дата регистрации собственности на покупателя - до 15-го числа) не должны учитываться в формуле для расчета налога или авансовых платежей по нему. Следовательно, сумма земельного налога по такому участку равна нулю.

Однако, поскольку в течение календарного года (налогового периода по земельному налогу) организация была хоть какое-то время собственником земельного участка, она считается плательщиком этого налога (ст. 388 НК РФ),  соответственно, должна подать декларацию по земельному налогу  (ст. 398 НК РФ), от этой обязанности НК РФ ее не освобождает.

Е.И. Борковская