Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


В рамках встречной налоговой проверки налоговый орган запросил документы за период с 2011 по 2013 годы. Требование датировано мартом 2015 года. Правомерно ли требование налоговой инспекции? Имеет ли организация право отказать в представлении документов за 2011 год, ссылаясь на истечение срока исковой давности?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

В силу п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

При этом налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по количеству, частоте или периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов (информации) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Единственное ограничение установлено п. 3 ст. 93.1 НК РФ, который предусматривает, что в поручении об истребовании документов (информации) указывается при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Установленное п. 4 ст. 89 НК РФ ограничение трехлетним сроком периода, который может проверяться в рамках выездной налоговой проверки, не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

В Письме Минфина России от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 финансовое ведомство отмечает, что ст. 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Кроме того,  пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Помимо этого, сроки хранения отдельных видов документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. Согласно п. 1.4 раздела «Общие положения» указанного Перечня исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

Учитывая изложенное, налоговый орган, проводящий проверку Вашего контрагента, вправе истребовать у Вашей организации документы, относящиеся к периоду, превышающему три календарных года, предшествующих году истребования документов. Если установленные законодательством предельные сроки хранения таких документов на момент получения налогоплательщиком соответствующего требования не истекли, налогоплательщик обязан представить истребуемые документы.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). В соответствии со ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. За повторное нарушение штраф взыскивается в размере 20 000 рублей.

Обратите внимание на то, что в некоторых случаях суды даже истечение срока хранения документов не признают обстоятельством, которое само по себе освобождает налогоплательщика от ответственности. В постановлении от 12.12.2011 № Ф10-4532/10 ФАС Центрального округа, рассматривавший требование о признании недействительным решения налогового органа о доначислении ряда налогов, начислении пеней, штрафов и привлечении к налоговой ответственности, принял сторону налогового органа, основываясь, в частности, на том, что налогоплательщиком в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не было представлено доказательств уничтожения документов за истечением срока хранения.

Таким образом, если установленные законом сроки хранения истребованных налоговым органом документов не истекли, отказ от их предоставления неправомерен.

Е.И. Борковская

Вопрос:


У работника - гражданина Украины есть разрешение на временное проживание. Срок действия - 04.07.2015 года. Правильно ли сделает работодатель, если уволит этого работника датой истечения срока действия разрешения на временное проживание?

Ответ:

В связи с внесением в Трудовой кодекс РФ гл. 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» (введена Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства») с 13 декабря 2014 года появились дополнительные основания прекращения трудовых договоров с работниками - иностранными гражданами или лицами без гражданства. Они указаны в ст. 327.6 Трудового кодекса РФ.

Так, одним из оснований расторжения трудового договора в отношении временно проживающего в РФ иностранного гражданина названо окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ (п. 6 ч. 1 ст. 327.6 Трудового кодекса РФ).

Однако иностранный работник в таком случае не подлежит увольнению в последний день срока действия разрешения на временное проживание, так как согласно ч. 2 ст. 327.6 Трудового кодекса РФ по основаниям, предусмотренным п. п. 5 - 8 ч. 1 ст. 327.6 Трудового кодекса, трудовой договор с иностранным работником должен быть прекращен по истечении одного месяца со дня окончания срока действия разрешительного документа (разрешения на работу или патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство).

Пока работник не уволен, работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе) (абз. 4 ст. 327.5 гл. 50.1 Трудового кодекса РФ).

Время отстранения отмечается в табеле путем проставления буквенного (НБ) или цифрового (35) кода (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу по его заявлению может быть выдан вид на жительство (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ)). Если в период отстранения работника от работы он оформит вид на жительство, то увольнению по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 327.6 Трудового кодекса РФ он не подлежит.

Работодателю также следует обратить внимание на то, что с 1 января 2015 г. он  обязан уведомлять территориальный орган ФМС России j заключении и расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранцами, временно проживающими в РФ. Срок подачи уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, пп. «з» п. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ). Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п. 6 Приложения № 21 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147).

Е.А. Кушвид

Вопрос:


15 июня 2015 года между коммерческой организацией и ИП заключен договор на поставку оборудования с отсрочкой платежа. Стороны в договоре ничего не упомянули о законных процентах, предусмотренных ст. 317.1 ГК РФ, ведь согласно данной норме проценты на сумму долга за период пользования денежными средствами уплачиваются по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации. Будет ли применяться ст. 317.1 ГК РФ о законных процентах к договору между коммерческой организацией и ИП?

Ответ:

Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» введена новая ст. 317.1 Гражданского кодекса РФ. Данные изменения вступили в силу с 1 июня 2015 года.

Согласно указанной статье, если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).

Несмотря на то, что в данной норме используется понятие «коммерческая организация», по нашему мнению, ее действие распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Дело в том, что согласно п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Судебная практика о применении ст. 317.1 Гражданского кодекса РФ в отношении индивидуальных предпринимателей пока не сложилась.

Однако, это не единственная норма Гражданского кодекса РФ, содержащая понятие «коммерческая организация». При толковании других норм Гражданского кодекса РФ, в которых используется данное понятие, к аналогичным выводам приходят суды в своих решениях. Так, например, суды указывают, что в силу п. 4 ст. 575 Гражданского кодекса РФ не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями. Однако с учетом п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, ограничение, предусмотренное для отношений по дарению между коммерческими организациями, распространяется и на индивидуальных предпринимателей (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2015 г. по делу № А33-5297/2014, ФАС Северо-Кавказского округа от 26 июня 2012 г. по делу № А63-7206/2011, ФАС Центрального округа от 16 апреля 2014 г. по делу № А08-8252/2012).

Напомним, что норма ст. 317.1 Гражданского кодекса РФ действует «по умолчанию» - если договором не предусмотрено иное. Поэтому стороны (будь то коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) должны в договоре прописать о ее неприменении. Формулировка условия договора может выглядеть следующим образом: «Проценты, предусмотренные ст. 317.1 ГК РФ, на сумму, уплачиваемую при отсрочке оплаты товара (или на сумму предоплаты), не начисляются и не уплачиваются».

Е.А. Кушвид

Вопрос:


Организация направила в командировку одного из своих сотрудников. Денежные средства на командировочные расходы были выданы авансом под отчет. По возвращении сотрудник представил документы, подтверждающие проживание в отеле в двуместном номере на двух человек. Как определить размер расходов на проживание работника, которые могут быть приняты к учету при исчислении налога на прибыль организаций?

Ответ:

Расходы на командировки, в частности, по найму жилого помещения для проживания сотрудника могут быть приняты к учету при исчислении налога на прибыль на основании п.п. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль доходы, полученные организацией – налогоплательщиком могут быть уменьшены на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов. То есть затраты произведенные для осуществления деятельности и направленные на получение дохода.

В отношении экономического обоснования сообщаем, что в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Одновременно обращаем внимание, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Условимся, что в нашем случае характер работы сотрудника не носит разъездной характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 установлено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, которым регламентирован соответствующий порядок (далее - Положение).

Пунктом 10 Положения установлено, что работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

В соответствии с п. 26 Положения работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.

Порядок выдачи наличных денежных средств и представления отчета об их использовании определен и в Указании Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указания).

Из п. 6.3 Указания следует, что выдача наличных денег производится на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица работнику под отчет согласно письменному заявлению такого подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную визу руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные денежные средства под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими расходы документами.

При этом, исходя из норм п. 11, п. 14 Положения и ст. 168 ТК РФ в их взаимосвязи, расходы по найму жилого помещения на территории РФ, связанных с командированием сотрудников возмещаются работникам в порядке и размерах, определенных коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

В отношении стоимости гостиничных услуг следует отметить:

Договор на предоставление гостиничных услуг является публичным договором (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее - ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и п. 4 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 (далее - Правила) исполнитель обязан своевременно представить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию о цене и об условиях приобретения соответствующих услуг (п. 2 ст. 10 Закона № 2300-1).

При этом, исходя из требований п. 4 Правил, цена услуги должна предусматривать сведения о цене номера в гостинице или места в номере в гостинице; перечне услуг, входящих в цену номера или места в номере, перечне и цене дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату, форме и порядке оплаты услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

То есть цена услуг, связанных с гостиничным обслуживанием, должна быть одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. Поэтому установление гостиницей разных цен на один и тот же номер является неправомерным (за исключением случаев, когда гостиница принадлежит некоммерческой организации).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг. Соответственно при предъявлении работодателю соответствующего документа, заверенного исполнителем – гостиницей расходы будут подтверждены.

При этом Постановлением Госстандарта России от 26.09.2001 № 82 «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию. Росс ru.0001.03УГ00» определено, что однокомнатный двуместный номер – номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с двумя кроватями, рассчитанный на проживание одного – двух человек.

Если в оправдательном документе, выданном гостиницей указано «предоставление из номерного фонда однокомнатного двуместного номера – двуместный номер «твин» с оплатной за проживание 2 человек», то возмещение расходов должно осуществляться по решению руководителя организации.

При этом в целях исчисления налога на прибыль целесообразно принять в расходы половину стоимости гостиничных услуг за проживание в целях исключения претензий со стороны налоговых органов.

Таким образом, рассмотрев нормы действующего законодательства Российской Федерации, можно сделать обоснованный вывод, что ограничения в отношении помещений, в которых могут проживать командированные сотрудники, кроме экономического обоснования и документального подтверждения,  не предусмотрены.

Поэтому при предъявлении работодателю соответствующих документов, заверенных гостиницей-исполнителем за проживание двух человек в одном номере, организация имеет право принять в расходы половину от представленных документально подтвержденных трат командированного сотрудника.

С.В. Редькина

Вопрос:


Организация А обратились в арбитражный суд с иском о взыскании дебиторской задолженности в сумме 5 799 729,81 рублей с Организации Б. Решение суда, которое вступило в силу 19.01.2015 г., было принято в пользу Организации А.
В случае неисполнения Организацией Б решения суда и непогашения долга перед Организацией А, имеет ли право Организация А, списать данную задолженность в связи с истечением срока исковой давности, как безнадежную к взысканию по истечению 3-х лет с даты вступления решения суда в силу?

Ответ:

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ суммы безнадежных долгов приравниваются к внереализационным расходам.

В силу п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Срок исковой давности определяется в соответствии Гражданским Кодексом РФ, им признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Если организация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании дебиторской задолженности и в отношении такой задолженности решение суда вступило в силу, то признать ее безнадежной в связи с истечением срока исковой давности организация не вправе, так как в данном случае право на судебную защиту организацией уже реализовано. Поэтому исковая давность в отношении такой задолженности более не применяется (абз. 2 п. 2 ст. 266 НК РФ). В дальнейшем данная задолженность подлежит взысканию в порядке исполнительного производства.

Такую же позицию занимают контролирующие органы и суды, например, Письмо Минфина России от 29.05.2013 № 03-03-06/1/19566, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 № А72-2866/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 09.06.2012 № ВАС-7081/12).

Таким образом, признать дебиторскую задолженность безнадежной в соответствии с абз.2 п. 2 ст. 266 НК РФ можно будет либо на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства вследствие невозможности его исполнения, либо в случае ликвидации Организации-должника.

Р.Я Юрилина

Вопрос:


Организация, применяющая общую систему налогообложения, является заказчиком международных транспортно-экспедиционных услуг, реализация которых облагается НДС по ставке 0%. Экспедитор, применяющий общую систему налогообложения, неверно выставил счет-фактуру заказчику по ставке 18%, то есть с реализации услуг исчислил НДС, заплатил в бюджет. Имеет ли право на вычет «входного» НДС предъявленного экспедитором заказчик международных транспортно-экспедиционных услуг?

Ответ:

Согласно абзацу 5 п.п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при оказании определенных транспортно-экспедиционных услуг, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.

Соответственно в момент подписания акта оказанных услуг заказчиком экспедитор определяет налоговую базу по НДС с отгрузки транспортно-экспедиционных услуг (п.п. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ) и не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки этих услуг, составляет счет-фактуру и предъявляет соответствующую сумму налога (п.1, п. 3 ст. 168 НК РФ). В данном случае он должен был предъявить заказчику сумму «входного» НДС равную нулю. Также экспедитор с ошибками составил счет-фактуру, так как в нем отражена неверная ставка налога 18% и сумма НДС (п.п. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ). Кроме того в арбитражной практике сказано, что налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять предусмотренную налоговым законодательством ставку налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 13893/08).

Заказчик услуги имеет право на вычет НДС при выполнении трех условий (>п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
- услуга приняты на учет;
- услуга используются в облагаемых НДС операциях;
- имеется надлежаще оформленный счет-фактура на услуги.

Но в данной ситуации нет надлежаще оформленного счета-фактуры. Он составлен с критичными ошибками: неверно отражена ставка и сумма налога (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того заказчик международных транспортно-экспедиционных услуг не вправе регистрировать в книге покупок счет-фактуру, в котором допущены такие нарушения (п. 3 Правил ведения книги покупок утв. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Таким образом, заказчик международных транспортно-экспедиционных услуг не имеет права на вычет «входного» НДС предъявленного экспедитором.

Аналогичное мнение по данному вопросу ранее выражал Минфин РФ (Письмо Минфина РФ от 25.04.2011 № 03-07-08/124). Точно такой же позиции придерживается и арбитражный суд (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.05.2015 № Ф09-2566/15).

Правда в более раннем по времени решении арбитражный суд поддержал налогоплательщика заказчика международной перевозки, который принял к вычету «входной» НДС, сославшись на то, что раз перевозчик заплатил в бюджет НДС, то и заказчик имеет право на вычет «входного» НДС (Постановление ФАС Уральского округа от 11.01.2006 № Ф09-5997/05-С2).

В.В. Журавлев