Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


В соответствии с Федеральными законами от 07.05.2013 № 92-ФЗ и от 05.05.2014 № 132-ФЗ с 1 июня 2015 года вводится запрет на управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. В организации, занимающейся пассажирскими перевозками, некоторые иностранные водители все еще имеют иностранные национальные или международные водительские удостоверения. Какие действия необходимо предпринять организации с 1 июня 2015 года?

Ответ:

Иностранные граждане, осуществляющие в России предпринимательскую и трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортными средствами, с 1 июня 2015 года будут допускаться к управлению ими только при наличии российского национального водительского удостоверения (п.п. 12, 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 92-ФЗ, ст. 1 Федерального закона от 05.05.2014 № 132-ФЗ).

В соответствии со ст. 12.32.1 КоАП РФ допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 50 тыс. рублей.

Соответственно, водителя-иностранца, не имеющего российского национального водительского удостоверения, работодатель вынужден будет уволить. Увольнение в данном случае следует производить по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, которым предусмотрено такое основание прекращения трудового договора, как возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Однако, федеральным законом от 23.05.2015 № 130-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» уточнены сроки вступления в силу положений о запрете управлять транспортными средствами в рамках предпринимательской или трудовой деятельности на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

В соответствии с данными изменениями, срок введения запрета управлять транспортным средством на основании иностранных национальных или международных водительских прав перенесен на 1 июня 2017 года.

Таким образом, отложение запрета управлять транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений на более поздний срок позволит работодателям произвести обмен удостоверений всеми иностранными водителями.

Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


Гражданин Республики Беларусь, временно пребывающий на территории Российской Федерации работает в организации с 2012 года. В апреле 2015 года он предоставил листок нетрудоспособности. Как рассчитать пособие по нетрудоспособности данному работнику? Входят ли в расчет выплаты за 2013 и 2014 гг.?

Ответ:

До 01.01.2015 г. пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначались и выплачивались только временно и постоянно проживающим гражданам Республики Беларусь. С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. В связи с вышеизложенным с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, в том числе временно пребывающие на территории РФ, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории Российской Федерации, а работодатели должны будут уплачивать за них страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в тех же размерах, что и за граждан Российской Федерации. Подтверждением тому является Письмо Минтруда России от 13.03.2015 № 17-3/ООГ-268. В соответствии с п. 2 части 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ именно Минтруд России дает разъяснениями по данному вопросу.

При расчете пособия по временной нетрудоспособности учитываются все выплаты в пользу работника, на которые в расчетном периоде были начислены взносы в ФСС, в том числе бывшими работодателями (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Так как в данной ситуации гражданин Республики Беларусь работал в расчетном периоде в российской организации, но работодатель не производил отчислений с его дохода в Фонд социального страхования, то, по нашему мнению, пособие по нетрудоспособности будет рассчитываться исходя из МРОТ.

Страховой стаж трудящихся государств - членов ЕАЭС засчитывается в общий страховой стаж для целей социального страхования (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). При наличии у работника страхового стажа, приобретенного на территории Республики Беларусь, размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом такого стажа.

Из выше сказанного следует, что пособие по нетрудоспособности необходимо рассчитать исходя МРОТ с учетом страхового стажа.

Также работодатель может обратиться за разъяснениями по данному вопросу в Минздравсоцразвития  России (ч. 3 ст. 1.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Е. Б. Гусева

Вопрос:


ИП зарегистрирован в Саратове, ведет деятельность в Москве, планирует принять на работу временно пребывающего иностранного гражданина. В каком регионе иностранец должен получать патент? Особенности заключения трудового договора? В какое УФМС ИП должен подавать уведомление о заключении договора с иностранным гражданином?

Ответ:

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Деятельность ИП может осуществлять на всей территории РФ.

Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ). По общему правилу иностранные граждане, въехавшие на территорию РФ в безвизовом режиме, имеют право работать в России только при наличии патента (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ) либо разрешения выданного до 2015 года (ч. 1 ст. 6  Федерального закона № 357-ФЗ  от 24.11.2014  «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Согласно п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент. Для работы в другом регионе иностранец может получить еще один патент (абз. 1, 3 п. 16, п. 21 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ). Следовательно, для работы у ИП в Москве временно пребывающий иностранец должен получить патент в Москве. В трудовом договоре в качестве места работы в данном случае должна быть указана местность, в которой работник будет фактически осуществлять свою трудовую функцию, т.е. город Москва.

При заключении трудового договора ИП должен соблюдать правила, установленные Трудовым кодексом. Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»), и положения гл. 50.1. ТК РФ «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Работодатель, привлекающий к трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган ФМС в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Следовательно, работодатель - индивидуальный предприниматель должен направить уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином в УФМС по городу Москве. Информацию необходимо представить не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения договора (абз. 1 п. 8 ст. 13. 3 Закона № 115-ФЗ). В настоящее время для этих целей применяются формы (Приложение 19, 20) и порядок представления уведомлений (Приложение 21, утв. Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147). Уведомление представляется на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС, почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме. За неуведомление или нарушение установленного порядка и формы уведомления территориального органа ФМС России о заключении или прекращении договора с иностранным гражданином в установленный срок предусмотрена административная ответственность согласно ч. ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ.

Е.Б. Гусева

Вопрос:


Организация занимается оказанием услуг населению по прокату велосипедов. Оплата за услуги производится как наличными денежными средствами, так и с использованием платежных карт через терминал. Организация не применяет ККТ, поэтому при оплате наличными вместо кассового чека покупателю выдается БСО. Терминал для приема платежей по картам представляет собой устройство для считывания информации с платежных карт выдает документ, подтверждающий совершение платежной операции. Должна ли организация на суммы, оплаченные через терминал, выписывать БСО?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что организации и ИП, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО).

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (письма Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-15/4-102, от 04.04.2012 № 03-01-15/3-74, от 02.04.2012 № 03-01-15/3-72).

Согласно ОКУН к услугам предприятий по прокату относится прокат транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мопедов, велосипедов, легковых и грузовых автомобилей) (код 019408). Таким образом, организация может не применять ККТ при условии обязательной выдачи БСО.

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

Формы БСО организации вправе разрабатывать самостоятельно, исключение составляют формы БСО, перечисленные в п. 5, п. 5.1 и 6 Положения. При этом эта форма должна содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения. Разработанный БСО следует утвердить в учетной политике организации.

По мнению Минфина России, в случае осуществления расчетов с использованием платежных карт организация обязана выдать документ, оформленный на бланке строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку (письмо Минфина России от 16.10.2009 № 03-03-06/1/666).

Обратите внимание, что отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 2  Закона № 54-ФЗ,  п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ): на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей;  на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации по требованию покупателя (клиента) организация обязана выдавать клиентам БСО не только при получении от них наличных денежных средств, но и при проведении расчетных операций с использованием пластиковых карт клиентов.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация обратилась в налоговый орган с запросом о проведении совместного акта сверки. По истечении 10 рабочих дней организация получила два неподписанных экземпляра акта. Суммы переплаты, которые отражены в акте соответствуют учетным данным организации и руководитель подписал акт сверки без разногласий. После этого руководитель обратился в отдел работы с налогоплательщиками для того, чтобы инспектор ИФНС поставил в акте сверки свою подпись. Однако инспектор отказался подписывать акт, ссылаясь на то, что в отношении организации в настоящее время проводится выездная налоговая проверка. Правомерны ли действия налоговиков?

Ответ:

Налоговый кодекс предоставляет  налогоплательщикам  право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение соответствующего акта (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Обязанность налоговых органов осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, пеней и штрафов установлена пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ. Однако положения законодательства о налогах и сборах не устанавливают регламента осуществления такой сверки. В данном случае следует обратиться к Приказу ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ (ред. от 21.01.2013) «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами». Процедура проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - сверка расчетов налогоплательщика) и особенности его применения, информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам регламентированы п.3 Регламента по организации работы с налогоплательщиками.

Согласно данному Регламенту, акт сверки при отсутствии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должен быть подписан в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления налогоплательщика. Первый экземпляр указанного акта сверки должен быть вручен налогоплательщику или передан в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте в течение 3 рабочих дней.

Проведение сверки расчетов и выездная налоговая  проверка являются самостоятельными, независимыми процедурами, и факт осуществления камеральной проверки не должен нарушать сроков, предусмотренных для проведения сверки расчетов.

Таким образом, применительно к описанной ситуации, при отсутствии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа, отказ налогового органа от подписания акта сверки является неправомерным, так как налоговые органы в своей работе  должны руководствоваться вышеуказанным Регламентом.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организацией было выкуплено транспортное средство по договору лизинга. Можно ли сразу продать это транспортное средство другому юридическому лицу без постановки на учет в органах ГИБДД?

Ответ:

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, а также распоряжаться им иным образом.

Собственники транспортных средств, действительно, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД в течение 10 суток после приобретения (п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938, п.п. 2, 4 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001(далее Правила)).

Из п. 2 Правил и п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что регистрация транспортных средств проводится в целях их государственного учета, надзора за техническим состоянием, допуска к дорожному движению и других. Регистрация сама по себе не является основанием возникновения права собственности и представляет собой лишь единовременный акт допуска технически исправного транспортного средства к дорожному движению (Решение Верховного Суда РФ от 13.08.1999 № ГКПИ99-566, Решение Верховного Суда РФ от 02.07.2014 № АКПИ14-582, Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2002 № 32-В01-1к).

Таким образом, транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, не допускаются к участию в дорожном движении.

Однако отсутствие такой регистрации не ограничивает право владельца транспортного средства реализовать его. Ведь законодательство не содержит норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством, не поставленным на регистрационный учет в органах ГИБДД. Равно как и отсутствуют в законодательстве нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не зарегистрировал транспортное средство в установленном порядке.

Более того, если организация не планирует использовать автомобиль, выкупленный у лизингодателя, на дорогах общего пользования, то и обязанности по регистрации в органах ГИБДД, по нашему мнению, не возникает. Это подтверждается и судебной практикой (например, Постановление ФАС СЗО от 23.03.2009 по делу № А05-8942/2008, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 07.10.2013 по делу № 11-10381/2013).

Е.А. Кушвид

Вопрос:


Имеет ли право работодатель сократить сотрудницу с ребенком в возрасте четырех лет? Сотрудница не замужем, но в свидетельстве о рождении у ребенка отец есть, и он платит алименты.

Ответ:

Трудовой кодекс РФ содержит запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за некоторыми исключениями) со следующими работниками, в том числе работающими по совместительству (ч. 4 ст. 261, ст. 264 Трудового кодекса РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1):
- женщинами, имеющими ребенка в возрасте до трех лет;
- одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
- отцами и другими лицами, воспитывающими без матери ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), либо опекунами, попечителями указанных детей;
- родителями (опекунами, попечителями), которые являются единственными кормильцами ребенка до 3-х лет в семье с тремя и более детьми до 14 лет или ребенка-инвалида до 18-ти лет, если другой родитель (опекун, попечитель) не работает.

Таким образом, работодателю запрещено увольнять женщину, воспитывающую малолетнего ребенка до 14 лет только в случае, если она является матерью-одиночкой.

Одинокой матерью является женщина, у которой в свидетельстве о рождении ребенка в строке «Отец» стоит прочерк либо есть справка о том, что в свидетельстве о рождении ребенка сведения об отце внесены по указанию матери (ст. 48, 49 Семейного кодекса РФ, ст. 17, 23 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). К одиноким матерям относятся и не состоящие в браке женщины, усыновившие (удочерившие) и воспитывающие несовершеннолетних детей, что может быть подтверждено свидетельством об усыновлении (вопрос № 6 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).

При этом следует помнить, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Если работники имеют равную производительность труда и квалификацию, то предпочтение в оставление на работе отдается (ст. 179 Трудового кодекса РФ):
- семейным при наличии двух и более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
- работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
- работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от производства.

Коллективным договором также могут предусматриваться и другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации (ч. 3 ст. 179 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, при решении вопроса об оставлении на работе сначала оценивается производительность труда и квалификация сотрудников и только в том случае, когда эти показатели у работников равны, преимущество получают перечисленные категории работников.

Соответственно, если производительность труда и квалификация у сотрудницы, имеющей четырехлетнего ребенка, такая же, как у других сотрудников по данной должности, и в семье нет других работников с самостоятельным заработком, она имеет преимущественное право на оставление на работе.

Стоит отметить, что преимущественное право учитывается, только если работники занимают одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению. Если же работодатель сокращает все штатные единицы по одной должности или единственную должность в штатном расписании, преимущественное право на оставление на работе не проверяется.

Напомним также, что согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по сокращению численности или штата допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Работодатель обязан предложить работнику все вакантные должности или работу, имеющиеся у него в данной местности, причем как соответствующие квалификации работника, так и нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса РФ).

Е.А. Кушвид