Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


У организации на расчетном счете, открытом в банке, находятся денежные средства. У банка отозвана лицензия. Как учесть денежные средства, оставшиеся на расчетном счете?

Ответ:

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусмотрено, что при возникновении задолженности банка, образовавшейся в связи с отзывом лицензии, в учете организации отражается дебиторская задолженность в размере денежных средств, числящихся на расчетном счете организации по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

При этом в Рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (Приложение к Письму от 06.02.2015 № 07-04-06/5027) специалисты Минфина указали на то, что на момент отзыва у банка лицензии до момента подачи организацией заявления на закрытие расчетного счета в такой кредитной организации и возврат средств указанные средства отражаются в бухгалтерском учете на счете 55 «Специальные счета в банках». И только после подачи заявления указанные средства отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поскольку п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, определено, что дебиторская задолженность организации, которая с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, считается сомнительной. В соответствии с данной нормой на эту сумму организация обязана создать резерв по сомнительным долгам, поскольку погашение этой задолженности маловероятно.

На дату поступления судебного решения задолженность следует признать безнадежной к взысканию и списать ее за счет средств созданного ранее резерва сомнительных долгов.

Если же денежные средства, либо их часть будет организации возвращена, то на дату возврата средств на счет, открытый в банке, необходимо будет погасить задолженность по претензиям на счете 76 с одновременным восстановлением суммы резерва.

Поскольку, для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед организацией, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией, в налоговом учете резерв по данной задолженности не создается.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 266 НК РФ задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации признается безнадежным долгом.

Следовательно, организация вправе признать задолженность банка, в отношении которого осуществляется конкурсное производство, безнадежной и включить ее в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль только после завершения конкурсного производства и ликвидации банка.

О.А. Кремер

Вопрос:


На момент увольнения в порядке перевода в другую организацию у работника остался неиспользованный отпуск. Можно ли этот отпуск отгулять у нового работодателя или работнику следует выплатить компенсацию при увольнении?

Ответ:

Перевод работника на постоянную работу к другому работодателю, согласно части второй ст. 72.1 Трудового кодекса РФ, может быть осуществлен по письменной просьбе работника или с его письменного согласия.

Перевод работника к другому работодателю влечет прекращение трудового договора по прежнему месту работы (п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ). При увольнении, в том числе и в порядке перевода к другому работодателю, в силу ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса РФ работнику необходимо выплатить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. То есть компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается при увольнении независимо от причины прекращения трудовых отношений.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска также могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (часть вторая ст. 127 Трудового кодекса РФ).

Время работы у прежнего работодателя не включается в стаж, дающий право на отпуск у нового работодателя (ч. 2 ст. 122 Трудового кодекса РФ). Поэтому новый работодатель не может предоставить принятому работнику отпуск, право на который возникло у него за стаж работы у прежнего работодателя, а также не выплачивает ему компенсацию за такой отпуск.

Право работника на отпуск у нового работодателя возникнет по истечении шести месяцев непрерывной работы у него. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (ч. 2 ст. 122 Трудового кодекса РФ).

Е.А. Кушвид

Вопрос:


На балансе организации находится только движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации эти основные средства включены в четвертую и пятую амортизационную группу. Должна ли организация рассчитывать и уплачивать налог на имущество и подавать налоговую декларацию по итогам 2014 года и расчеты по авансовым платежам в 2015 году?

Ответ:

На основании п. 1 ст. 386 НК РФ плательщики налога на имущество организаций обязаны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам каждого отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев) и налоговую декларацию - по итогам календарного года. В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в редакции, действовавшей до конца 2014 года, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не признавалось объектом обложения налогом на имущество. Если на балансе организации находится только движимое имущество, принятое на учет после 1 января 2013 года в качестве основных средств, то у нее отсутствует объект налогообложения, и она не признается плательщиком налога на имущество и не должна предоставлять расчеты по авансовым платежам и декларацию по данному налогу в 2014 году. Об отсутствии необходимости предоставлять отчетность при отсутствии объекта налогообложения неоднократно указывал Минфин России в своих письмах от 17.04.2012 № 03-02-08/41, от 12.10.2011 № 03-05-05-01/81, от 23.09.2011 № 03-05-05-01/74.

С 1 января 2015 года ситуация по этому вопросу изменилась. Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ внесены изменения в ст. ст. 374, 381 НК РФ. Согласно новой редакции пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не являются объектами налогообложения только основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

Таким образом, объекты движимого имущества указанные в вопросе, с 1 января 2015 года являются объектом налогообложения. Следовательно, у организации появляется обязанность подавать налоговую декларацию и расчеты по авансовым платежам. Подобные разъяснения при ответе на вопрос налогоплательщика, имеющего льготы по налогу на имущество даны в Письме ФНС России от 15.12.2011 № ЕД-21-3/375.

Решение вопроса о необходимости расчета и уплаты суммы налога в бюджет по движимому имуществу, включенному в четвертую и пятую амортизационную группу, будет зависеть от порядка поступления таких основных средств.

Как уже было указано, эти основные средства с 1 января 2015 являются объектом налогообложения. Тем не менее, движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС с 1 января 2013 г., является льготируемым и освобождается от уплаты налога на имущество согласно п. 25 ст. 381 НК РФ. Указанная льгота не распространяется на объекты движимого имущества, которые приняты на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, и в случае передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.

Следовательно, если указанное имущество поступило иным способом, например, приобретено за плату у стороннего продавца, то организация не должна включать его в расчет среднегодовой стоимости имущества для расчета и уплаты налога. В этом случае в налоговый орган следует представить "нулевые" расчеты и декларацию.

С. А. Смирнов

Вопрос:


Организация-поставщик, применяющая общую систему налогообложения, реализовывала товар и не предъявляла НДС организации-покупателю по ошибке. В договорах поставки в условиях о цене товаров об НДС не упоминается. В ходе выездной налоговой проверки ИФНС доначислила НДС организации-поставщику, но не уменьшила при этом налоговую базу по налогу прибыль на доначисленный НДС. Права ли налоговая инспекция?

Ответ:

Цена товара определяется в соответствии с условиями договора (п. 1 ст. 424 ГК РФ). А значит начислять сумму НДС сверх цены или извлекать из цены товара зависит из условий договора. Организация-поставщик предъявляет организации-покупателю соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Изменять цену после заключения договора допускается в случаях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 428 ГК РФ).

Если в условиях договора, заключенного между организацией-поставщиком и организацией-покупателем, не указано, что установленная в нем цена товаров не включает в себя НДС или иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, то сумма НДС должна выделяться из цены товара, указанной в договоре, и определяться расчетным путем. Такой вывод следует из п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Хотя до недавнего времени практика судов была противоположная – НДС взыскивался сверх цены договора с покупателя, если он не был включен в расчет этой цены (п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51, Постановление ФАС Московского округа от 23.07.2012 по делу № А40-68414/11-60-424).

Налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается как денежное выражение доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 274 НК РФ, п. 1 ст. 247 НК РФ).

Размер дохода для целей исчисления налога на прибыль, полученного от реализации товара, организацией-поставщиком определяется без НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ, п. 1 ст. 249 НК РФ).

В таком случае налоговая инспекция должна была из цены товара указанной в договоре выделить и рассчитать НДС (а не «накручивать» НДС сверх цены) и исключить из налоговой базы по налогу на прибыль эту сумму НДС. Точно такую же позицию налогоплательщика поддержал арбитражный суд (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.12.2014 № Ф09-93/14 (Определением Верховного Суда РФ от 27.02.2015 № 309-КГ15-1404 отказано в передаче дела № А71-2098/2013 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)).

В.В. Журавлев

Вопрос:


Распространяются ли на учреждения общепита (рестораны, кафе) нормативы по допустимой доли иностранных граждан, установленных для розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво?

Ответ:

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2014 № 1420 на 2015 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1), - в размере 15 процентов общей численности работников. Аналогичные нормативы были предусмотрены и в 2014 году (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191). Как видно из текста самого Постановления Правительства РФ от 19.12.2014 № 1420, при указании вида деятельности приводится также и прямая ссылка на код ОКВЭД ОК 029-2007. При этом стоит отметить, что деятельность ресторанов и кафе, деятельность баров, деятельность столовых при предприятиях и учреждениях имеет иные номера ОКВЭД (55.30, 55.40 и 55.51). В 2014 году Минтруд разъяснил, что «хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации код вида деятельности, предусмотренный Общероссийским классификатором видов экономической деятельности в сфере розничной торговли, 52.25.1, вправе привлекать иностранных работников в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами» (Приказ Минтруда России от 23.01.2014 № 29н «Об утверждении разъяснения о применении постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации»).

Ранее Роспотребнадзор также разъяснял, что ограничения, установленные для иностранных граждан в сфере розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, не распространяются на иностранных работников, занятых в ресторанах, кафе, барах, столовых при предприятиях и учреждениях, осуществляющих реализацию продукции общественного питания, включая напитки, для потребления на месте и их реализацию вне предприятий общественного питания (например, доставку продукции общественного питания на дом, предприятия и др.) (см. Письмо Росздравнадзора от 21.12.2006 № 01И-984/06).

Таким образом, как видно из вышеизложенного, распространение ограничений и нормативов по допустимой доле иностранных граждан в хозяйственной сфере напрямую зависит от вида деятельности, которое осуществляет организация и которое определяется в соответствии с номером ОКВЭД, заявленным организацией при регистрации.

Вместе с тем, на практике зачастую органы ФМС распространяют на предприятия общепита требования о соблюдении нормативов допустимой доли иностранных граждан, установленных для розничной торговли алкогольными напитками. Об этом свидетельствует и судебная практика. Случаи установления судом законности привлечения к административной ответственности организаций общепита за нарушение миграционного законодательства в части несоблюдения допустимой доли иностранных граждан в сфере розничной торговли алкогольными напитками приведены, в частности, в Постановлении ФАС МО от 02.06.2008 № КА-А40/4756-08. Однако есть и обратная судебная практика, когда суды указывали, что при осуществлении деятельности по иному ОКВЭД (не по номеру 52.25.1) требования Постановлений Правительств по допустимой доли иностранных граждан в сфере розничной торговли алкогольными напитками на организацию не распространяются (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.062008 № 09АП-6199/2008-АК, Определение Суда Ненецкого Автономного округа от 15.06.2015 по делу № 7-15/2012г.).

Учитывая изложенное, можно констатировать, что у организации общепита могут возникнуть риски привлечения территориальными органами ФМС к административной ответственности при несоблюдении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво. Но вместе с тем, в суде есть шансы оспорить привлечение к административной ответственности (хотя судебная практика также не является единообразной).

Ю.С. Терешко

Вопрос:


ИП собирается применять патентную систему налогообложения по новому виду деятельности (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств). Изначально патент планируется оформить на 3 месяца. В зависимости от того, как новый вид деятельности будет приносить доходы, ИП в дальнейшем будет решать вопрос о продлении патента. На данный вид деятельности ИП планирует взять работника (мастера по ремонту). Учитывая тот факт, что ИП не знает, как долго он будет использовать патент, и как долго он будет осуществлять новый вид деятельности, может ли он на этом основании заключить с работником срочный трудовой договор со сроком действия: «на время действия патента»?

Ответ:

При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников (ч. 5 ст. 346.43 Налогового Кодекса РФ). Регулирование возникающих трудовых отношений осуществляется в общем порядке, предусмотренном Трудовым Кодексом РФ (далее - ТК РФ). В соответствии со ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Часть 1 ст. 59 ТК РФ, в частности, предусматривает, что срочный трудовой договор может заключаться:

- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

- для выполнения сезонных, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

- для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.

Однако, на наш взгляд, возможности применения вышеуказанных оснований в данном случае нет, т.к. в данном случае работа в сфере ремонта ТС не носит заведомо временный характер, не является сезонной, данная работа не выходит за рамки деятельности ИП (она просто является для ИП новой). Тот факт, что ИП не может заранее знать, как будет развиваться его предпринимательская деятельность в определенном направлении, как долго он будет применять патентную систему налогообложения, не делает характер работы временным. При обратном толковании, всю предпринимательскую деятельность можно было рассматривать как временную. Если, к примеру, ИП необходимо было бы взять работника на определенную временную работу (например, мастера по установке резины в период сезонности замены зимней резины на летнюю/летней на зимнюю), то заключение такого трудового договора было бы обоснованным. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского Кодекса РФ). Таким образом, неблагоприятные риски с ведением такой деятельности должен нести ИП как работодатель, а не его работники.

Дополнительно стоит отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек). Поэтому если ИП отвечает вышеуказанным требованиям, то он вправе заключить срочный трудовой договор с работником (при его согласии) на данном основании, но не на срок действия патента, а на любой календарный срок (но не более 5 лет).

Ю.С. Терешко

Вопрос:


Обязано ли ООО вести список аффилированных лиц? Если да, то в какой форме необходимо осуществлять его ведение и как часто нужно обновлять?

Ответ:

Обязанность вести списки аффилированных лиц установлена для акционерных обществ (п. 4 ст. 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее - Закон об АО). Для ООО аналогичную обязанность закон прямо не предписывает. Однако законодательством установлена обязанность ООО хранить списки аффилированных лиц общества (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее - Закон об ООО). Из данной нормы можно сделать вывод, что ООО также необходимо вести списки своих аффилированных лиц.

Акционерные общества, обладающие признаками публичности, должны вести списки своих аффилированных лиц по утвержденному формату (ст. 92 Закона об АО; глава 73, п. 75.1, п.75.3, приложение №4 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П). Список аффилированных лиц для данных АО подлежит обязательной публикации на странице в сети Интернет не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала. То есть указанные АО обновляют списки аффилированных лиц каждый отчетный квартал.

Общества с ограниченной ответственностью не обязаны применять утвержденную Банком России форму для ведения списков аффилированных лиц. Соответственно, такие юридические лица могут вести списки своих аффилированных лиц в свободной форме. Обязанности по опубликованию списка аффилированных лиц для ООО не установлена (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.10.2006, 11.10.2006 № Ф03-А51/06-2/3418 по делу № А51-5669/2006-24-189). ООО вправе установить дополнительные правила ведения списка аффилированных лиц в своих внутренних документах.

Информация в списке аффилированных лиц должна быть актуальной, то есть достоверной в любой момент времени. Соответственно, ООО целесообразно организовать оперативный учет аффилированных лиц, то есть по мере того, как им становится известным, что какое-либо лицо стало аффилированным с ним или, наоборот, перестало быть таковым. В связи с этим изменения в список аффилированных лиц необходимо вносить в тот момент, когда наступают обстоятельства, с которыми законодательство связывает изменения в составе аффилированных лиц (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 № 05АП-6046/2013 по делу № А51-4186/2013).

В свою очередь, аффилированные лица ООО обязаны уведомить в письменной форме ООО о принадлежащих им долях или частях долей не позднее, чем в течение десяти дней с даты приобретения доли или части доли, которые с учетом принадлежащих указанным лицам долей в уставном капитале ООО предоставляют право распоряжаться более чем 20% от общего количества голосов участников ООО (абз. 2 п. 6.1 ст. 45 Закона об ООО).

ООО обязано по требованию участника общества предоставить ему доступ к спискам аффилированных лиц или предоставить копии списка (п. 4 ст. 50 Закона об ООО).

Н.В. Названова