Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Работник – гражданин Белоруссии увольняется по собственному желанию. Обязан ли работодатель уведомлять налоговый орган о расторжении трудового договора с безвизовым иностранным работником?

Ответ:

Для граждан Белоруссии установлен безвизовый въезд в Россию (Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд).

Принимая на работу безвизовых иностранцев, работодатель освобожден от обязанности по оформлению приглашения на въезд в Россию и получению разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 4.5 ст. 13, п. 2 ст. 18 Закона № 115-Ф).

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 ТК РФ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ) является одним из оснований прекращения трудового договора.

До 01.01.2015, в соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, до указанного срока сохраняется обязанность работодателя по уведомлению территориального органа ФМС и органа занятости в соответствующем субъекте РФ, о расторжении трудовых договоров с иностранными работниками.

С 1 января 2015 года вышеуказанная норма утрачивает силу (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ). Работодатели и заказчики работ (услуг) не обязаны будут уведомлять орган службы занятости о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с «безвизовыми» иностранцами, временно пребывающими в РФ, и о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. В соответствии с внесенными изменениями нужно извещать территориальный орган ФМС России только о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с данными иностранными работниками.

До 01.01.2015 согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня наступления хотя бы одного из событий: подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Таким образом, данная норма не предусматривает обязанности в отношении уведомления о расторжении трудового договора. Следовательно, работодатель не обязан уведомлять налоговый орган о расторжении трудового договора с безвизовым иностранным работником.

Кроме того, с 1 января 2015 года вышеуказанная норма утрачивает силу и работодатели и заказчики работ (услуг) не обязаны будут уведомлять налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников при наступлении вышеперечисленных событий (пп. «а» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ).

Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


С работником заключен трудовой договор по внутреннему совместительству. По желанию работника нужно внести в трудовую книжку запись о работе по совместительству. Необходимо ли указывать в трудовой книжке наименование организации при внесении записи о приеме на работу по внутреннему совместительству?

Ответ:

Под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).

Внутренним совместительством признается выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора у того же работодателя (ст. 60.1 ТК РФ, ч. 3 ст. 282 ТК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 66 ТК РФ по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. Следовательно, в рассматриваемой ситуации запись вносится в одной и той же организации.

При этом, работодатель, заполняя раздел «Сведения о работе» в графе 3 сначала указывает в трудовой книжке наименование организации в виде заголовка, а затем последовательно вносит записи о работе (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

Учитывая вышеизложенное, указывать в трудовой книжке наименование организации при внесении записи о приеме на работу по внутреннему совместительству не нужно.

Согласно п. 3.1 Инструкции, запись о работе по внутреннему совместительству вносится в следующем порядке: в графе 1 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата приема на работу в качестве совместителя, в графе 3 делается запись о принятии или назначении в качестве совместителя в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности, специальности, профессии с указанием квалификации.

Соответственно, запись о приеме на работу по внутреннему совместительству будет выглядеть примерно следующим образом: «Принят на работу по совместительству на должность юриста».

Если в трудовом договоре указано наименование структурного подразделения, в которое работник принимается на работу, то запись будет носить следующий вид: «Принят на работу по совместительству в юридический отдел на должность юриста».

Затем в графе 4 указывается наименование документа, на основании которого внесена запись, со ссылкой на его дату и номер.

В аналогичном порядке производится запись об увольнении с этой работы.

Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


В организации планируется проведение специальной оценки условий труда. В связи с производственной необходимостью были заключены трудовые договоры по внешнему совместительству. Обязан ли работодатель проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, занимаемых внешними совместителями?

Ответ:

Под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора с другим или с этим же работодателем в свободное от основной работы время (ст. ст. 60.1, 282 ТК РФ).

Проведение специальной оценки условий труда регулируется ТК РФ, а также Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ).

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах возлагается на работодателя. Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя.

Однако, согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Указанная норма является единственным исключением, когда специальная оценка условий труда работодателем не проводится

Иных исключений по освобождению работодателя от проведения специальной оценки условий труда законодательство не содержит.

Таким образом, работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах, в том числе и местах, занимаемых внешними совместителями.

Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


Мы заключили договор аренды открытой автостоянки сроком с 1 апреля 2014 года по 31 марта 2015 года. С августа месяца арендатор не платит арендную плату. На наши письма об оплате по договору арендатор отвечает, что договор аренды не был зарегистрирован, а соответственно не заключен. Кто прав в данной ситуации?

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 651 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Срок действия договора аренды здания (сооружения), определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года до 30-го (31-го) числа предыдущего месяца следующего года, в целях применения п. 2 ст. 651 ГК РФ признан равным году (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Таким образом, в Вашем случае договор аренды был заключен на год. Соответственно такой договор должен был быть зарегистрирован. Вместе с тем, несмотря на то, что договор не был зарегистрирован в установленном порядке, арендатор не вправе, ссылаясь на этот факт, не вносить арендную плату. Такой позиции придерживаются российские суды. В частности, суды разъясняют, что не зарегистрированный в установленном порядке договор аренды не порождает тех последствий, которые могут оказать влияние на права и интересы третьих лиц, не знавших о факте заключения договора аренды и о содержании его условий. Вместе с тем, согласовав существенные условия договора аренды и начав его исполнение, арендатор тем самым принял на себя обязательство, которое должно надлежаще исполняться (ст. 303, 309, 310 ГК РФ). Поэтому для сторон обязательства факт отсутствия регистрации договора не влияет на их правоотношения (права и обязанности). В виду чего, сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность. Иное толкование правил гражданского законодательства о государственной регистрации договора аренды способствовало бы недобросовестному поведению сторон договора, который не прошел необходимую регистрацию, но исполняется ими (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными», Постановление ФАС Уральского округа от 08.05.2014 № Ф09-998/14 по делу № А60-23820/2013,

Таким образом, в Вашем случае действия арендатора по невнесению арендной платы являются неправомерными.

Ю.С. Терешко

Вопрос:


Работник направил работодателю по почте заявление на увольнение. Заявление было получено 6 декабря 2014 года (в субботу). В заявлении работник просит его уволить 3 декабря (т.е. датой написания заявления). Руководитель дал согласие на увольнение работника 16 декабря. С 3 декабря работник находится на больничном, который был ему продлен до 19 декабря. Какой датой следует уволить работника?

Ответ:

В соответствии со ст. 80 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Закон не запрещает направлять заявление об увольнении по почте. В рассматриваемом случае работник написал заявление об увольнении и просил его уволить 3 декабря 2014 года. Однако работодатель получил данное заявление 6 декабря 2014 года и дал согласие на увольнение сотрудника 16 декабря. Соответственно, увольнение работника 3 декабря невозможно. Как следует из ст. 80 ТК РФ стороны трудового договора вправе расторгнуть трудовой договор и до истечения двухнедельного срока, но данный срок должен быть согласован между работником и работодателем. В данном случае работник просил уволить его 3 декабря, а работодатель согласился на расторжение трудового договора на 16 декабря. Тем не менее, неизвестно, дал ли работник свое согласие на увольнение 16 декабря. Поэтому есть некоторые сомнения в согласованности между сторонами срока увольнения 16 декабря. Двухнедельный срок предупреждения в рассматриваемом случае истекает 22 декабря, т.к. последний день приходится на нерабочий день (ст. 14 ТК РФ). Учитывая изложенное, у работодателя есть 2 варианта действий:

- уволить работника 16 декабря, но дабы предотвратить негативные риски, дополнительно согласовать с работником дату увольнения именно 16 декабря (к примеру, на заявлении работника об увольнении можно поставить визу с подписью работника, что он не возражает против расторжения трудового договора 16 декабря). Таким же способом работник и работодатель могут согласовать и другой день увольнения;

- уволить работника по истечении двухнедельного срока предупреждения, т.е. 22 декабря 2014 года.

Дополнительно отметим, что в последний рабочий день (даже если работник будет временно нетрудоспособен) работодатель должен расторгнуть трудовой договор с работником и оформить прекращение трудового договора с выплатой работнику всех причитающихся выплат (ст. 84.1, 140 ТК РФ). Если в организации заработная плата выплачивается наличным способом и работник не сможет явиться на работу для получения причитающихся выплат, то данные выплаты должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Кроме того, работодатель также обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности, даже за те дни, которые придутся на период после прекращения трудовых отношений (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Если к моменту увольнения временная нетрудоспособность работника не прекратится, то работодатель произведет расчет при увольнении без учета суммы пособия. В дальнейшем, по предоставлении листка временной нетрудоспособности, работодатель должен будет выплатить пособие по временной нетрудоспособности в ближайший после назначения пособия день, установленный у данного работодателя для выплаты заработной платы.

Ю.С. Терешко

Вопрос:


Организация выполняет НИОКР в качестве соисполнителя за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. В качестве подтверждения освобождения от уплаты НДС организация представляет в ИФНС следующие документы: договор с указанием источника финансирования (Минобрнауки); копию справки генерального исполнителя. Изначально оригинал справки выдавался источником финансирования (Минобрнауки) генеральному исполнителю, в которой указывались все исполнители и соисполнители по договору. Указанную копию справки генеральный исполнитель заверял своей печатью и передавал организации – соисполнителю. В 2014 году генеральный исполнитель выдал организации – соисполнителю только информационное письмо от своего имени, в котором указаны общие данные о выполнении работ, об источнике финансирования. Может ли организация на основании такого информационного письма продолжать использовать освобождение по статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации или необходимо запросить справку у источника финансирования?

Ответ:

В пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) указано, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), выполняемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В положениях указанного подпункта не уточняется, кто конкретно может воспользоваться этой льготой. Поэтому от налогообложения НДС освобождаются НИОКР, выполняемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как исполнителями, так и соисполнителями этих работ.

При этом соисполнители должны заручиться документами, подтверждающими, что указанные работы осуществляются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ст. 149 НК РФ перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения НДС, выполняемых НИОКР, не установлен.

По мнению Минфина России, выраженному в письмах от 27.12.2012 № 03-07-07/139 и от 26.11.2013 № 03-07-07/51147, основанием для освобождения от НДС участия соисполнителя в производстве НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, может являться:

- договор на выполнение НИОКР с указанием источника финансирования;

- письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделении ему бюджетных средств на оплату указанных работ.

Из этого следует, что перечень соисполнителей указывается в договоре на выполнение НИОКР, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации, а письменное уведомление (справка) выдается для подтверждения фактического выделения средств федерального бюджета заказчику на выполнение работ НИОКР в рамках договора.

При этом, обращаем внимание, что уведомление (справка) выдается в адрес исполнителей и соисполнителей заказчиком, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета.

Таким образом, для подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения НДС, выполняемых НИОКР, соисполнителю целесообразно запросить уведомление (справку) у основного заказчика, которому непосредственно перечислены средства из федерального бюджета для предоставления в дальнейшем в ИФНС.

Однако, в связи с тем, что в ст. 149 НК РФ перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения НДС, выполняемых НИОКР, не установлен, то требовать, указанный документ налоговые органы не вправе.

Соответственно, для подтверждения освобождения от НДС, вместе с договором на выполнение НИОКР представляется возможным направить в налоговый орган уведомление (справку) не заказчика, получившего средства федерального бюджета, а информационное письмо генерального исполнителя, в котором будет отражена информация о выполнении работ соисполнителем.

Одновременно сообщаем, что на основании ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.

В связи с отсутствием в налоговом законодательстве норм, закрепляющих перечень документов, подтверждающих освобождение от НДС НИОКР, выполняемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляется целесообразным обратиться в ИФНС, осуществляющую проверку исчисления и уплаты НДС по месту постановки на учет организации - соисполнителя.

Ю.C. Терешко

Вопрос:


Российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», заключила договор с литовской организацией на оказание услуг по созданию текстов для Интернет – магазина. Иностранная организация официально не зарегистрирована в России и не имеет на территории Российской Федерации постоянных представительств. Является ли российская организация налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость и должна ли в этом случае исчислить и уплатить его в бюджет?

Ответ:

П. 1 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что при реализации услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом НДС.

При этом, согласно п. 2 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС, указанная в п. 1 поименованной статьи определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации такие услуги у иностранных лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Таким образом, если организация находится на УСН и является налоговым агентом по НДС, то у нее возникают обязательства налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

Пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров, работ (услуг) на территории Российской Федерации.

При определении места реализации работ (услуг) в целях исчисления НДС следует руководствоваться статьей 148 НК РФ.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ в отношении всех работ (услуг), явно не поименованных в пп. 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации таких работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности исполнителя.

Одновременно обращаем внимание, что перечень работ (услуг), пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ не является исчерпывающим (закрытым).

Услуги по написанию текстов для Интернет – магазина не поименованы в пп. 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ. Соответственно, местом реализации данных услуг, территория Российской Федерации не является, т.к. литовская организация, оказывающая данные услуги, официально не зарегистрирована в России и не имеет на территории Российской Федерации постоянных представительств.

Необходимо отметить, что если литовской организацией:

- выполняется несколько видов работ (услуг), при которых услуги по написанию текстов для Интернет – магазина носят вспомогательный характер по отношению к основным услугам, например: по договору разработки или доработки программного обеспечения для Интернет – сайта российской организации; то местом реализации таких вспомогательных услуг будет признаваться место реализации основных услуг, т.е. Российская Федерация (на основании п. 3 ст. 148 НК РФ);

- передаются исключительные или неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (тексты для Интернет - сайта), авторские или иные аналогичные права, то место реализации таких услуг также будет являться местонахождение российского покупателя (на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Таким образом, если литовская организация, оказывает услуги по созданию текстов для Интернет – магазина российской организации, которые не носят вспомогательного характера по отношению к услугам, поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, то местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, НДС, в соответствии с российским законодательством не уплачивается российской организацией – заказчиком, независимо от того, какой режим налогообложения она применяет.

При этом, согласно п. 4 ст. 148 НК РФ, документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации являются контракт (договор), заключенный с иностранным лицом; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

С.В. Редькина