Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Организация в 2003 году, находясь на общем режиме налогообложения, приобрела и оплатила капитальное здание для использования в производственной деятельности. Срок полезного использования установлен равным 396 месяцам (33 года). С 1 января 2014 года организация переходит на УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». В течение 2014 года в расходах была признана одна десятая часть остаточной стоимости указанного здания. В январе 2015 года организация продает здание. Возникает ли у организации обязанность пересчитать налоговую базу за период пользования этим основным средством с момента начала его учета в составе расходов по упрощенной системе налогообложения, до даты реализации?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ для целей начисления амортизации, учитываемой в целях исчисления налога на прибыль, амортизируемое имущество распределяется на группы в соответствии со сроками его полезного использования, в течение которых данное имущество служит для выполнения целей организации. Срок полезного использования объектов основных средств определяется самостоятельно на дату его ввода в эксплуатацию с учетом классификации, утверждаемой Правительством РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ при переходе организации на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных основных средств, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Подпункт 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусматривает, что расходы на приобретение основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет, осуществленные до перехода на упрощенную систему налогообложения, принимаются в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств. Следовательно, признание организацией в расходах одной десятой части остаточной стоимости здания в 2014 году, является правомерным.

Абзацем. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ в частности установлено, что в случае реализации приобретенных основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за период пользования такими основными средствами, то есть все ранее учтенные по основному средству затраты исключить из расходов. Вместо них расходами можно признать суммы начисленной по этому объекту амортизации за период его нахождения у вас с учетом положений главы 25 НК РФ. Что касается основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет то «восстанавливать» расходы необходимо, если они проданы или переданы до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания).

Положения о пересчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, распространяются на основные средства, приобретенные до перехода организации на упрощенную систему налогообложения. Такое мнение неоднократно высказывалось Минфином. Например, Письма от 15.02.2013 № 03-11-11/70 и от 07.07.2011 № 03-11-06/2/105.

В ситуации, приведенной в вопросе, продается здание, срок полезного использования которого, более 15 лет и с момента его приобретения прошло более 10 лет, при этом с момента учета расходов на его приобретение в целях УСН прошло менее трех лет.

При решении вопроса в данной ситуации необходимо принимать во внимание именно критерий срока прошедшего с момента приобретения до реализации, который составляет более 10 лет. Следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности пересчитать и доплатить налог и пени, а также не нужно представить уточненную налоговую декларацию.

С.А. Смирнов

Вопрос:


В организацию принят новый сотрудник. Как определить страховой стаж данного работника для начисления больничного пособия, если 23.05.2006. он был призван на срочную службу в Российскую армию, а 24.05.2007 - 30.12.2012 служил по контракту?

Ответ:

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Кроме того, в страховой стаж наравне с вышеуказанными периодами засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ч. 1.1 ст. 16 Закона № 255-ФЗ).

Для того, чтобы посчитать продолжительность страхового стажа, следует сложить все периоды работы по трудовой книжке (иным подтверждающим документам, например трудовым договорам), включая период работы в вашей организации со дня начала работы по день, предшествующий первому дню временной нетрудоспособности (п. п. 7 - 9, 21 Правил подсчета страхового стажа).

Если какие-то периоды, включаемые в страховой стаж, совпадают во времени, то в страховой стаж засчитывается только один из таких периодов (п. 22 Правил подсчета страхового стажа). При подсчете страхового стажа календарные дни переводятся в месяцы из расчета 30 календарных дней в месяце, а месяцы - в годы из расчета 12 месяцев в году (п. 21 Правил подсчета страхового стажа, Письмо ФСС от 30.10.2012 № 15-03-09/12-3065П).

В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.

В страховом стаже можно выделить «нестраховые» периоды, когда работник не подлежал обязательному социальному страхованию, но эти периоды, тем не менее, включаются в его страховой стаж. К таким периодам относится, в частности, военная служба. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» служба в армии по призыву и по контракту является военной службой. Следовательно, и та, и другая служба включается в страховой стаж для целей назначения пособий.

Согласно п.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Но при определении трудового стажа для исчисления размера пособий мы этой нормой руководствоваться не можем. У нас есть норма Закона № 255-ФЗ.

Поскольку каких-то специальных правил учета в страховом стаже периодов военной службы не установлено, то период военной службы засчитывается в страховой стаж в общем порядке: один день службы в армии учитывается как один день страхового стажа.

Исчисление периодов работы (службы) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.02.2007 № 91).

Таким образом, и та, и другая служба включается в страховой стаж для целей назначения пособий.

Чтобы посчитать продолжительность страхового стажа, надо сложить все периоды работы по трудовой книжке (иным подтверждающим документам, например трудовым договорам), включая период работы в вашей организации со дня начала работы по день, предшествующий первому дню временной нетрудоспособности (п. п. 7 - 9, 21 Правил подсчета страхового стажа).

Поскольку специальных правил учета в страховом стаже периодов военной службы не установлено, то период военной службы засчитывается в страховой стаж в общем порядке: один день службы в армии учитывается как один день страхового стажа.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Работница находится в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет. Как ей выгодней сейчас работать по гражданско-правому договору, либо на дому? В 2015 году она собирается во второй декретный отпуск. Как будет рассчитываться пособие для второго декретного? Учитываются ли выплаты по гражданско–правовому договору и периоды работы на дому при наступлении следующих страховых случаев?

Ответ:

Во время отпуска по уходу за ребенком женщина может работать дома или в офисе по графику неполного рабочего времени (ч. 3 ст. 256 ТК РФ). В этом случае она будет получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и зарплату пропорционально отработанному времени. Чтобы приступить к трудовым обязанностям, сотрудница должна написать соответствующее заявление. Чтобы изменить условия труда сотрудницы, нужно составить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). В нем необходимо указать особенности режима работы. После того как соглашение будет подписано руководителем и работником, издается приказ в произвольной форме.

Выплаты по трудовому договору являются базой для начисления страховых взносов, следовательно, эти выплаты будут участвовать при расчете следующего пособия по беременности и родам, в который работница планирует уйти в 2015 году (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). В отличие от выплат по гражданско – правовому договору. При заключении гражданско-правового договора важно учитывать все правила заключения такого договора. Иначе работодатель рискует тем, что ФСС сочтет гражданско-правовой договор трудовым. А это может повлечь за собой, во-первых, доначисление страховых взносов в ФСС РФ по такому договору, во-вторых, если гражданско-правовой договор переквалифицируют в трудовой, ФСС РФ не примет расходы на выплату пособия по уходу за ребенком.

Поэтому мы считаем что, сотруднице будет выгоднее работать по трудовому договору на условиях неполного рабочего времени.

Е.Б. Гусева

Вопрос:


Государственное автономное учреждение производит закупки в рамках Закона № 223-ФЗ. В июне 2014 года учреждение заключило Договор на поставку ГСМ сроком действия до 31.12.2014 года. Возможна ли пролонгация данного Договора? Если да, то должны ли сведения о такой закупке после заключения дополнительного соглашения включаться в план закупки?

Ответ:

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке.

Согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на изменение условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условия о количестве товаров (работ, услуг) и цене договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в установленном этим Законом порядке, что подтверждает возможность изменения договора.

При этом изменением договора, по нашему мнению, можно считать увеличение количества товаров, объема работ или услуг, изначально предусмотренное условиями заключенного договора или необходимость которого следует из причин, не зависящих от воли сторон (например, необходимость выполнения по договору подряда дополнительных работ (п. 5 ст. 709, п. 3 ст. 743 Гражданского кодекса РФ)). А когда стороны согласовывают новое количество товара, новый объем работ или услуг, такое соглашение следует считать новым договором, а его заключение - новой закупкой.

В подтверждение этой точки зрения можно привести в пример позицию ВАС РФ по аналогичной ситуации. Согласно п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 автоматическое продление договора аренды по окончании срока аренды при отсутствии заявления одной из сторон, предусмотренное условиями этого договора, означает, что фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора. Смысл этих разъяснений позволяет применить их к любому другому виду гражданско-правового договора, длящийся характер исполнения обязательств по которому непосредственно связан со сроком его действия, в том числе и к договору возмездного оказания услуг. Предметом данного договора является совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ) и можно сказать, что при продлении договора стороны согласовывают совершение новых определенных действий, пусть и аналогичных выполняемым ранее. Те действия, что были определены в изначально подписанном договоре, уже совершены.

Однако, несмотря на то, что заключение дополнительного соглашения в рассматриваемой ситуации следует квалифицировать как новую закупку, это не означает, что оно не возможно из-за необходимости проведения торгов или иных конкурентных процедур. Дело в том, что Закон № 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупки и требования к ним, но не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения. Заказчики должны сами установить порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров в Положении о закупках (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Положение о закупках утверждается органами управления самого заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона №223-ФЗ). Закон № 223-ФЗ называет некоторые из возможных способов закупки – это прежде всего конкурсы и аукционы, тут же, оговаривая, что в Положении о закупках могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Среди таких способов п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ упоминает и закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. При этом Закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении любых условий применения тех или иных способов закупки ни по сумме, ни по виду договора, ни по каким-либо иным признакам. В том числе Закон № 223-ФЗ не устанавливает лимитов на сумму закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

Соответственно, заказчик вправе установить в Положении любые способы закупки, любые условия и порядок их применения, в том числе и возможность закупки у единственного поставщика путем продления ранее заключенного договора в зависимости от вида договора, его цены и (или) согласования ее сохранения на новый срок и т.п.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством РФ.

В плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. А в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать на сайте сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

То есть право заказчика не размещать сведения о закупке на официальном сайте связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления или порядком оформления договорных отношений.

Следовательно, если заказчик планирует пролонгировать договор и сумма закупки превышает 100 (или 500) тыс. рублей, сведения о такой закупке следует включить в план закупки, сформированный на тот календарный год, в котором планируется подписание дополнительного соглашения.

Е.А. Кушвид

Вопрос:


Подлежат ли включению в среднюю численность наемных работников в целях применения патентной системы налогообложения сотрудники, которые привлекаются по договорам аутсорсинга?

Ответ:

Для применения патента НК РФ установлено ограничение по количеству привлекаемых наемных работников – 15 человек (п. 5 ст. 246.43 НК РФ). В этот список входят, в том числе работники, привлекаемые по договорам гражданско-правового характера.

Показатель «средняя численность» нужно указывать в заявлении на получение патента. В соответствии с положениями п. 5 ст. 346.43 Кодекса данный показатель должен определяться в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. Минфин в своих разъяснениях по данному вопросу ссылается на п. 77 и пп. «с» п. 79 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденные Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428 (Письмо Минфина от 03.02.2014 г. № 03-11-12/3993). То есть в заявлении на получение патента предприниматель указывает среднюю численность сотрудников, которая подсчитывается в соответствии с вышеуказанными пунктами.

В соответствии с п. 77 Указаний средняя численность работников организации включает:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Каких-либо требований о необходимости указывать среднюю численность работников с включением в нее работников, оформленных на основании договора аутсорсинга, указанные нормативные акты не содержат.

Следовательно, в среднесписочную численность работников организации лица, оформленные по договору аутсорсинга, не включаются и для целей применения патентной системы налогообложения не учитываются.

В.А. Полянская

Вопрос:


У нашей компании был заключен договор поставки с ЗАО. Покупатель (ЗАО) оплатил по договору товар. Однако на момент получения товара в ЗАО произошла реорганизация в форме преобразования из ЗАО в ООО. У представителя покупателя, который пришел забирать товар, на руках доверенность от ЗАО и уведомление о произошедшей реорганизации. Можем ли мы отпустить товар представителю покупателя по такой доверенности?

Ответ:

В рассматриваемой ситуации вопрос, по сути, сводится к тому, является ли доверенность, выданная ЗАО действующей, не прекратила ли она своего действия.

Согласно ч. 1 п. 4 ст. 188 Гражданского Кодекса РФ действие доверенности прекращается вследствие прекращения юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу. При этом, ст. 188 ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ сформулирована именно таким образом, что из буквального ее прочтения следует, что при любой реорганизации юридического лица действие ранее выданных доверенностей от имени реорганизованного юридического лица прекращается.

На основании п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования (в рассматриваемом случае ЗАО преобразовалось в ООО) юридическое лицо ЗАО прекратило свое существование, а вместо него действует его правопреемник юридическое лицо ООО (ст. 58 ГК РФ). Соответственно доверенность, выданная ЗАО, прекратила свое действие.

Также следует отметить, что закон возлагает обязанность на правопреемника реорганизованного юридического лица, в случае прекращения доверенности известить об этом представителя, а также третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность (ч. 1 ст. 189 ГК РФ). Если третьему лицу предъявлена доверенность, о прекращении которой оно не знало и не должно было знать, права и обязанности, приобретенные в результате действий лица, полномочия которого прекращены, сохраняют силу для представляемого и его правопреемников (ч. 2 ст. 189 ГК РФ).

Вместе с тем, не все специалисты в области юриспруденции согласны с тем, что при преобразовании юридического лица, выданные им доверенности прекращают свое действие. В частности, П.В. Крашенинников указывает, что «прекращение юридического лица осуществляется путем реорганизации, кроме выделения (ст. ст. 57, 58 ГК), ликвидации (ст. 61 ГК), исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (ст. ст. 21.1, 21.2 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). При реорганизации в форме выделения и преобразования действие ранее выданных доверенностей не прекращается». («Гражданский кодекс Российской Федерации. Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая давность. Постатейный комментарий к главам 9 - 12» (под ред. П.В. Крашенинникова) («Статут», 2013). Е.Ф. Евсеев, анализируя Проект Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, указывал, что «использование в рассматриваемом случае слов «в том числе» означает, что в буквальном смысле доверенность прекратит свое действие и в случаях реорганизации юридического лица в формах выделения и преобразования (п. 4 и 5 ст. 58 ГК РФ). Однако применительно к реорганизации юридического лица в форме преобразования с таким выводом согласиться трудно. Ведь смена организационно-правовой формы сопровождается переходом к вновь возникшему юридическому лицу прав реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, в том числе по выданным им (ему) доверенностям. Думается, здесь требуется соответствующая корректировка Проекта». (Новое о доверенности («Законодательство и экономика», № 10, октябрь 2011 г.)).

Судебная практика, признавая, что доверенность действительно прекращает в данном случае свое действие, все равно исходит из того, что если представитель действовал в интересах реорганизованного юридического лица и данное юридическое лицо не уведомило контрагента о прекращении доверенности, то права и обязанности возникают у правопреемника (т.е. у юридического лица, возникшего в результате преобразования) (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.06.2007 № Ф04-2952/2007(34175-А70-20) по делу № А70-6185/6-2006, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 № 09АП-7987/2009-ГК по делу № А40-91107/08-135-786).

Таким образом, в рассматриваемом случае, формально действие доверенности представителя прекратилось. Но на наш взгляд, учитывая, что реорганизованное лицо не сообщило о прекращении действия доверенности, а наоборот вместе с ранее выданной доверенностью представило документ о реорганизации (тем самым подтвердив полномочия представителя), осуществить отпуск товара можно. На будущие отношения целесообразно попросить у контрагента оформить новую доверенность на представителя.

Ю.C. Терешко