Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Как заполнить подраздел 6.4 расчета РСВ-1 ПФР, если работник с начала 2014 года имел медицинскую справку об установлении III группы инвалидности, 3 июня 2014 г. с сотрудника сняли инвалидность.

Ответ:

Начиная с I квартала 2014 г. введена новая форма отчетности в ПФР, объединившая в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в целом по организации и сведения индивидуального (персонифицированного) учета по каждому застрахованному лицу. Она утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16.01.2014г. № 2п. Сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету отражаются в разделе 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица». Данный раздел состоит из 8 подразделов. Раздел 6 формы РСВ-1 ПФР заполняют и сдают страхователи на всех физических лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. В подразделе 6.4 отражается сумма выплат и вознаграждений, начисленных страхователем в пользу работника с указанием кода категории застрахованного лица (п. 38 Порядка заполнения формы РСВ-1 ПФР). Подраздел 6.4 представляет собой таблицу из семи граф. В графе 3 указывается код категории застрахованного лица. Для работников – инвалидов предусмотрен код ООИ, по другим работникам – НР. При указании нескольких кодов категорий застрахованного лица количество строк в подразделе 6.4 должно быть соответственно увеличено. В строках 401 - 403 (411 - 413 и т.д.) отражаются выплаты за последние три месяца отчетного периода в рублях и копейках. При отсутствии выплат строки не заполняются.
Если с работника в результате освидетельствования (переосвидетельствования) снята инвалидность в течение месяца, с 1-го числа этого месяца, в котором с работника снята инвалидность, взносы нужно исчислять по общим тарифам (Информационное сообщение ФСС РФ от 03.02.2011, Письмо Минздравсоцразвития России от 22.06.2010 № 1977-19, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 01.12.2010 № 02-03-10/08-12891). Следовательно, за июнь 2014 г. за данного работника страховые взносы следует уплачивать по общему тарифу. Поэтому, по нашему мнению в подразделе 6.4 в строке 401 указываем сумму выплат за апрель, в строке 402 – начисления за май и код категории застрахованного лица в них указываем ООИ, соответственно и в строке 400 ставим код ООИ. В строке 410 и 413 указываем код застрахованного НР и указываем сумму выплат за июнь 2014 г.

Е.Б. Гусева

Вопрос:


Работник, представляющий интересы компании, во время деловой встречи в ресторане, помимо оплаты счета за ресторанное обслуживание также уплатил чаевые. Уплаченная сумма чаевых не включается в счет и не является оплатой услуг ресторана, следовательно, подтверждающих документов от ресторана работник представить к авансовому отчету не может. Может ли компания возместить сотруднику сумму уплаченных чаевых и принять к учету в составе представительских расходов, если это будет предусмотрено в локальном акте компании и оформлено бухгалтерской справкой?

Ответ:

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
В соответствии с общепринятыми нормами этикета работник, представляющий принимающую сторону, сверх суммы счета за ресторанное обслуживание уплачивает за счет собственных средств дополнительный сбор, так называемые чаевые, составляющие, как правило, 10 % от суммы счета, которые чаще всего не включается в счет и не является оплатой услуг ресторана. Никаких подтверждающих документов от ресторана об уплате чаевых работник представить не может. Считаем, что составленная бухгалтерская справка не может являться подтверждающим расходы документом. На сегодняшний день отсутствуют нормативные акты, регулирующие вопросы оплаты чаевых, поэтому, на наш взгляд, уплата чаевых не может рассматриваться в качестве представительских расходов, поскольку их сумма не подтверждается документально. Учесть в составе представительских расходов эти затраты нельзя, даже если данные расходы предусмотренны внутренним локальным актом о представительских расходах, поскольку уплата чаевых представляет собой право, а не обязанность клиента, что исключает их рассмотрение в качестве обязательного к применению правила.
Вместе с тем считаем возможным принять решение о возмещении расходов на оплату чаевых, если работодатель утвердил локальный нормативный акт об организации и проведении представительских мероприятий, в котором предусмотрел порядок возмещения понесенных работником расходов за счет собственных средств. В этом случае организация может компенсировать расходы сотруднику, которые он заплатил в виде чаевых официанту, на основании его заявления и распоряжения руководителя организации. Так как сумма возмещения является доходом сотрудника, который облагается налогом на доходы физических лиц, то целесообразно сумму чаевых увеличить на величину НДФЛ, которая будет удержана с работника. Для этого сумму чаевых необходимо разделить на 87 процентов. В этом случае работник ничего не потеряет.

Е.Б. Гусева

Вопрос:


Как правильно принять сотрудника на работу, который имеет статус беженца (с Украины)? Нужно ли данному гражданину оформлять разрешение на работу? Следует ли работодателю уведомлять органы ФМС о принятии такого сотрудника на работу?

Ответ:

Лицо, признанное в установленном порядке беженцем, имеет особый статус, в том числе в области трудовых отношений. В частности, согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» лицо, признанное беженцем, имеет право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. По общему правилу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимо оформить разрешение на осуществление трудовой деятельности. Однако, согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» без разрешения на работу на территории РФ могут трудиться граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца. Таким образом, гражданину Украины, имеющего статус беженца, не нужно оформлять разрешение на работу, равно как и работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение на работу иностранных граждан.
При заключении трудового договора данный гражданин представляет удостоверение беженца (как документ, удостоверяющий личность). Представление иных документов (трудовой книжки, документов об образовании) аналогично приему обычного иностранного гражданина.
Согласно п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Учитывая, что беженец осуществляет трудовую деятельность на территории РФ наравне с гражданами РФ, а также тот факт, что беженец осуществляет трудовую деятельность без разрешения на работу, уведомлять органы ФМС, на наш взгляд, не нужно.

Ю.С. Терешко

Вопрос:


Организация, применяющая УСН с объектом «доходы минус расходы», для строительства производственного помещения, приобрела земельный участок и находящееся на нем аварийное нежилое здание.  С целью начала строительство нового объекта основных средств был заключен договор со сторонней организацией на снос старого сооружения. По итогам проведения указанных работ они были приняты и оплачены. Вправе ли организация учесть затраты на работы по сносу такого здания при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Ответ:

При определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении УСН с объектом «доходы минус расходы», организация уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Затраты организации на демонтаж основных средств указанной нормой не предусмотрены.
В ситуации, приведенной в запросе, приобретенное аварийное здание не является основным средством для покупателя, так как не отвечает условиям,  приведенным в п. 4 ст. 346.16 НК РФ. В частности для целей УСН в состав основных средств включаются те ОС, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Определения основных средств содержится в п. п. 1 ст. 257 НК РФ. Там говориться, что основные средства - это часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Организация приняла решение снести аварийное здание и его «использование в качестве средств труда для производства и реализации» не предполагается. Следовательно, речь не идет именно о демонтаже ОС, здесь организация несет расходы, связанные со строительством производственного помещения.
Формирование первоначальной стоимости основного средства в подобной ситуации было описано в Письме Минфина России от 07.03.2013 № 03-03-06/1/6914. Как разъяснило финансовое ведомство, расходы на покупку аварийного здания и на работы по его ликвидации включаются в состав первоначальной стоимости нового сооружения. В обоснование своей позиции Минфин России сослался на абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ. Согласно указанной норме первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного к использованию, за исключением НДС и акцизов.
Так же в Письме Минфина России от 24.12.2010 № 03-03-06/1/806 была высказана позиция, что затраты на демонтаж старого оборудования можно квалифицировать как подготовительные работы для установки нового основного средства и их следует включать в первоначальную стоимость новых ОС.
Указанные разъяснения адресовались организациям, применяющим общий режим налогообложения. Но как было указано выше, организации, применяющие УСН, формируют первоначальную стоимость основных средств также как и организации, уплачивающие налог на прибыль. 
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что расходы по сносу аварийного здания включаются в первоначальную стоимость нового здания.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Такое уточнение содержится в абзаце 12 п. 3 ст. 346.16 НК РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Таким образом, расходы, связанные со строительством производственного помещения, в том числе и расходы, связанные со сносом старого здания, отражаются в налоговом учете после ввода здания в эксплуатацию, с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

С.А. Смирнов

Вопрос:


Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и имеет в собственности нежилой  объект недвижимости, стоимостью более 65 млн. руб. Данный объект недвижимости используется в деятельности, связанной с передачей его в аренду. В 2014 году здание  планируется продать, получив доход от продажи единовременно (в одном налоговом периоде).

Какие налоговые обязательства появляются у индивидуального предпринимателя в этой связи?

Ответ:

Согласно п4.1 ст.346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В этом случае налогоплательщик в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода обязан сообщить в налоговый орган переходе на иной режим налогообложения (п.5 ст.346.13 НК РФ).
С 1 января 2013 г. вступили в силу положения, согласно которым лимит доходов для применения УСН (60 млн руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (пп. «в» п. 11 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ, ч. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ).
В 2014 г. для целей применения УСН коэффициент-дефлятор составляет 1,067 (Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 № 652). Таким образом,  на 2014 г. предельная величина доходов в целях применения УСН равна 64 020 000 руб. (п. п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ, Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 № 652, Письма Минфина России от 13.01.2014 № 03-11-06/2/248).
Таким образом, в случае получения в 2014 году налогоплательщиком дохода от продажи недвижимости, превышающего 64 020 000 рублей по итогам отчетного (налогового) периода,  индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение УСН.
При этом абзацем 2 п.4.1 ст.346.13 НК РФ предусмотрено, что суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и НДС (п.3 ст.;346.11 НК РФ).
Таким образом, при утрате права на применение УСН индивидуальный предприниматель (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности) становится плательщиком НДФЛ, налога на имущество и НДС.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной форме от источника в Российской федерации. Налоговая ставка для резидента РФ составляет 13%. Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ, относятся к доходам на основании пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ. При этом доходы могут быть уменьшены на налоговые вычеты, предусмотренные ст.ст. 218-221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Пунктом 17.1 ст. 217 НК предусмотрено освобождение от налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, резидентами РФ, при продаже, в частности, иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Однако положения данного пункта не распространяются на доходы, получаемые от продажи имущества, непосредственно используемого ИП в предпринимательской деятельности.
Налогоплательщик, зарегистрированный в качестве ИП, исчисление и уплату налога производит в соответствии со ст. 227 НК РФ и имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» (п. 1 ст. 221 НК РФ).
Таким образом, при определении налоговой базы от продажи объекта недвижимости ИП может уменьшить доходы от продажи на обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве ИП, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной ИП от предпринимательской деятельности. При этом расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.
Кроме того, ИП при реализации объекта недвижимости, является плательщиком НДС и обязан исчислить, предъявить покупателю и уплатить в бюджет исчисленный налог.
Таким образом, при получении в 2014 г дохода от продажи объекта недвижимости, превышающего 64 020 000 руб.  за налоговый период,   ИП утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения, автоматически переходя на общий режим.
При этом индивидуальный предприниматель, уплачивает налог на доходы физических лиц, налог на имущество и НДС. Суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных ИП.
При определении налоговой базы от продажи объекта недвижимости ИП может уменьшить доходы от продажи на обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве ИП, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной ИП от предпринимательской деятельности.
Кроме того, ИП при реализации объекта недвижимости, является плательщиком НДС и обязан исчислить, предъявить покупателю и уплатить в бюджет исчисленный налог.

Е. И. Борковская

Вопрос:


Организация оплачивает услуги индивидуального предпринимателя  по размещению рекламных материалов в поисково-информационной системе «Яндекс», а также  по  размещению контекстной рекламы на сайте.Нормируются ли данные расходы для целей налогообложения прибыли?

Ответ:

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
В свою очередь, п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно положениям Закона № 38-ФЗ реклама доводится до потребителя посредством опубликования информации в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети Интернет.
Налоговое законодательство не содержит понятий «сайт» и «продвижение сайта». Как правило, под продвижением сайта,  подразумевается процесс поднятия его рейтинга в поисковых системах. С этой целью проводится  комплекс определенных  мер по обеспечению посещаемости сайта целевыми посетителями. Целевые посетители - это потенциальные клиенты, которые заинтересованы в товаре или услуге, представленной на продвигаемом сайте.
Продвижение сайта обычно осуществляется путем его регистрации в различных поисковых системах, обмена ссылками с другими сайтами, размещения рекламных баннеров и текстовой рекламы на других сайтах, а также ключевых слов в различных поисковых системах и т.п.
Таким образом, если интернет-сайт организации предназначен для распространения информации об организации (являющейся рекламной информацией на основании ст. 3 Закона № 38-ФЗ), затраты на его продвижение (в том числе размещение рекламных материалов в поисково-информационной системе «Яндекс», размещение контекстной рекламы на интернет - сайте) могут рассматриваться в качестве расходов на рекламу в целях исчисления прибыли при условии соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Соответственно, размещаемая реклама должна нести информацию о производимых (приобретенных) и (или) реализуемых организацией товарах (работах, услугах) либо о ее деятельности (смотрите также письма Минфина России от 19.11.2012 № 03-03-06/1/591, от 08.08.2012 № 03-03-06/1/390).
При этом расходы по размещению рекламной продукции в сети Интернет, содержащей рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме на основании абзаца второго п. 4 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 29.01.2007 № 03-03-06/1/41, УФНС России по г. Москве от 16.12.2011 № 16-15/122143@).
Таким образом, затраты организации на оплату услуг по размещению рекламных материалов в поисково-информационной системе «Яндекс», размещению контекстной рекламы на интернет-сайте учитываются в составе рекламных расходов в целях исчисления прибыли в полном объеме при условии, что размещаемая реклама содержит информацию о производимых (приобретенных) и (или) реализуемых организацией товарах (работах, услугах), либо о ее деятельности.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Имеет ли право заведующая детским садом летом, когда музыкальные занятия не проводятся, на один месяц перевести музыкального руководителя воспитателем на группу или отправить в отпуск за свой счёт?

Ответ:

Работодатель не вправе в одностороннем порядке требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной условиями заключенного трудового договора (ст. 60 ТК РФ).
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 60 и 72.1 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.
Перевод сотрудника на работу, не обусловленную трудовым договором, не требует его согласия, если такой перевод осуществляется для предотвращения или устранения последствий:
- катастрофы природного или техногенного характера;
- производственной аварии;
- несчастного случая на производстве;
- пожара, наводнения, голода, землетрясения;
- эпидемии или эпизоотии.
Также сотрудник может быть переведен на другую работу без его согласия в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Кроме этого, такой перевод возможен в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными выше (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).
Срок временного перевода сотрудника по инициативе работодателя не может превышать один календарный месяц.
Перевод без согласия работника оформляется приказом работодателя с указанием обстоятельств, послуживших причиной такого перевода. Если работник переводится на должность, требующую более низкой квалификации, с него следует запросить письменное согласие. Оплата при этом производится в размере не ниже среднего заработка по прежней работе.
Отказ сотрудника от перевода на другую работу может расцениваться как нарушение трудовой дисциплины, а невыход его на новое рабочее место - как прогул.
Предоставление отпуска без сохранения заработной платы  работнику отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены.
В соответствии со ст. 128 ТК РФ допускается  только при соблюдении следующих условий:
- это должно быть инициировано работником и предоставлено на основании его личного письменного заявления;
- предоставление такого отпуска обусловлено возникновением соответствующих семейных обстоятельств и других уважительных причин, которые имеют место в жизни работника.
В Разъяснении Минтруда России от 27.06.1996 № 6 «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя», утвержденном Постановлением Минтруда России от 27.06.1996 № 40, указано, что вынужденные отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены.
Учитывая изложенное, работодатель не имеет права отправлять работников в отпуск без сохранения заработной платы по собственной инициативе, так как намерение на предоставление такого отпуска должно исходить от работника, причем только по уважительной причине.

М.А. Кайзер

Вопрос:


Возможно ли заключение гражданско-правового договора с временно пребывающим гражданином Казахстана без разрешения на работу, но  имеющего паспорт, СНИЛС и  ИНН?

Ответ:

Заключение гражданско-правового договора  с гражданином Казахстана возможно в силу  трехстороннего соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся мигрантов и их семей».
С 1 января 2012 года трудовым-мигрантам гражданам Казахстана не требуется оформления разрешения на осуществление деятельности на территориях государств -сторон указанного Соглашения.
Вместе с тем с 1 января 2014 года частью второй ст. 15 ТК РФ введен прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. С 2014 года возможна переквалификация гражданско-правового договора в трудовой. В соответствии с частью первой ст. 19.1 ТК РФ, помимо переквалификации такого договора в судебном порядке, признание гражданско-правовых отношений трудовыми возможно на основании письменного заявления гражданина, заключившего данный договор в ГИТ и предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй ст. 15 ТК РФ.
Соответственно, каждый раз, принимая решение о заключении гражданско-правового договора с гражданами, работодателю необходимо учитывать принципиальные отличия такого договора от трудового.

М.А. Кайзер

Вопрос:


В многоквартирном доме в Московской области соседи регулярно очень громко включают музыку и поют в ночное время. Каким образом можно привлечь данных лиц к ответственности?

Ответ:

В соответствии со ст. 4 Закона Московской области от 11.01.2008 № 1/2008-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Московской области», который принят Постановлением Московской областной Думы от 26.12.2007 № 16/28-П, нарушение тишины и покоя граждан в периоды времени влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. А совершение подобного административного правонарушения  во второй раз в течение года влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей. А совершение  такого административного правонарушения в третий и последующие разы в течение года влечет наложение административного штрафа на граждан уже в размере пяти тысяч рублей. В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 07.03.2014 № 16/2014-ОЗ «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области», который принят Постановлением Московской областной Думы от 20.02.2014 № 9/79-П, не допускается нарушение тишины и покоя граждан в период с 21.00 до 8.00 часов в будние дни, то есть с понедельника по пятницу включительно; а также в период с 22.00 до 10.00 часов в выходные, а именно, в субботу и воскресенье и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни; а также  с 13.00 до 15.00 часов ежедневно в отношении защищаемых объектов, к которым согласно ст. 3 относятся квартиры и помещения общего пользования в многоквартирных домах, жилые дома, жилые помещения и помещения общего пользования в общежитиях. Статьей 4 Закона Московской области от 07.03.2014 № 16/2014-ОЗ к действиям, нарушающим тишину и покой граждан, относятся  использование звуковоспроизводящих устройств и устройств звукоусиления, в том числе устройств, установленных на транспортных средствах, на (в) объектах торговли, общественного питания, организации досуга, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан; а также крики, свист, пение, игра на музыкальных инструментах, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан.  Таким образом, пение, нарушающее покой соседей, является нарушением, вследствие которого нарушителя можно привлечь к административной ответственности. В соответствии со ст. 5 Закона Московской области от 11.01.2008 № 1/2008-ОЗ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица центрального исполнительного органа государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере государственного административно-технического надзора. А дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, в случае совершения административного правонарушения гражданином, а также должностные лица центрального исполнительного органа государственной власти Московской области.

С.Ю. Кислицина-Раицкая

Вопрос:


Возможно ли выселить соседей, которые регулярно нарушают покой граждан в многоквартирном доме, из занимаемой ими квартиры?

Ответ:

Мерами для защиты жильцов многоквартирных домов от соседей, нарушающих их покой, могут быть административное предупреждение или штраф, например, ст. 7.21 КоАП РФ за порчу жилых помещений. Одной из мер также может быть в соответствии со ст. 91 Жилищного кодекса Российской Федерации выселение из жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма, либо в соответствии со ст. 293 ГК РФ лишение права собственности. Важно понимать, что выселение жильцов из жилого помещения является крайней мерой, применяемой в тех случае, когда другие способы оказались безрезультатными. В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 39 ПП ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», разрешая дела о выселении нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 91 ЖК РФ, суды должны исходить из того, что выселение является крайней мерой ответственности и возможно только при установлении факта систематичности виновных действий со стороны нанимателя и (или) членов его семьи, которые, несмотря на предупреждение наймодателя в любой форме, устной или письменной, о необходимости устранить допущенные нарушения, нарушения так и не устранили. Под систематическим нарушением интересов соседей относятся их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме лиц, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и других требований, правил пользования жилыми помещениями; производство ремонтных и строительных работ, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; а также иные действия. Таким образом, независимо от того, кто является собственником квартиры - муниципалитет или физическое лицо, в случае, если лицо, проживающее в квартире, систематически нарушает покой соседей, его можно будет выселить из жилого помещения. Решать вопрос с выселением нарушающего интересы соседей жильца лучше не в одиночку, а целым подъездом или домом. Следует отметить, что в соответствии со ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 Кодекс города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение действий нарушающих тишину и покой граждан в период с 23 часов до 7 часов Исключение составляют только действия, направленные на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением безопасности граждан, действий, совершаемых при отправлении религиозных, а также действий при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти или органами местного самоуправления в городе Москве.

С.Ю. Кислицина-Раицкая