Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Сотрудник организации работает по сменному графику. Если его смена попадает на нерабочий праздничный день, имеет ли такой работник право выбрать, получить ли ему оплату в двойном размере или отгул?

Ответ:

В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. В соответствии с ч. 3 ст. 153 ТК РФ по желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В таком случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплачиваться не будет. Таким образом, оплата работы по сменному графику в нерабочий праздничный день производится в одинарном размере, если работник изъявил желание получить отгул, вместо двойной оплаты. Желание работника получить вместо двойной оплаты день отдыха лучше всего изъявить в письменной форме, во избежание возможных конфликтов с работодателем. Следовательно, если работодатель отказывает в предоставлении дня отдыха работнику, который работал в нерабочий праздничный день и написал заявление на предоставление ему отгула, такой отказ будет является неправомерным. Поскольку данный вопрос зависит именно от желания работника. А навязать свою волю в данном контексте работодатель не может. В ст. 112 ТК РФ перечислены нерабочие праздничные дни. Следует отметить, что выходные дни к данному вопросу не относятся. То есть работник может получить двойную оплату либо по своему желанию день отдыха, только если его смена попадает на нерабочий праздничный день, а не на перенесенный выходной день. Важно также отметить, что продолжительность рабочего дня или рабочей смены, которые предшествуют нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. В 2014 году такими предпраздничными рабочими днями являются 7 марта, 30 апреля, 8 мая, 11 июня, 31 декабря. Вывод можно сделать следующий: сотрудник организации имеет право выбрать: получить ли ему оплату в двойном размере за работу в нерабочий праздничный день либо отгул, то есть день отдыха, но при этом оплата за работу в нерабочий праздничный день будет произведена в одинарном размере.

С.Ю. Кислицина-Раицкая

Вопрос:


Работник организации направляется в командировку с 20 мая по 10 июня 2014 г. Как рассчитать средний заработок, расчетный период для периода приходящегося на май и июнь один и тот же или разный? При расчете налога на прибыль в каком периоде включать в расходы данные выплаты?

Ответ:

При направлении работника в служебную командировку за ним сохраняется место работы и средний заработок, ему возмещаются расходы, связанные с командировкой (ст. 167 ТК РФ). Средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации (п. 9 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 от 14.05.2013). Статьей 139 Трудового кодекса для всех случаев определения размера средней заработной платы устанавливается единый порядок ее исчисления. Трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя производить расчет среднего заработка сотрудника исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Следовательно, если сотрудник направлен в командировку в период с 20 мая по 10 июня 2014 года, то средний заработок ему следует рассчитать исходя из начисленных ему выплат и отработанных им дней за период с 1 мая 2013 г. по 30 апреля 2014 г. Для оплаты периода с 1 по 10 июня сохраняется тот же расчетный период, так как командировка начинается в мае и продолжается в июне, а средний заработок рассчитывается исходя из 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
А вот при расчете налога на прибыль учесть средний заработок, сохраняемый на время командировки, которая началась в одном месяце, а закончилась в другом, при расчете налога по методу начисления необходимо разделить. Сумму сохраняемого среднего заработка следует включать в состав расходов пропорционально дням, приходящимся на каждый месяц в отдельности, так как средний заработок, сохраняемый на время командировки, относится к расходам на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ). Значит, к таким выплатам применяется общий принцип: они признаются в составе расходов в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся, независимо от времени фактической выплаты, такой вывод следует из п. п. 1 и 4 ст. 272 НК РФ. Косвенно такой подход подтверждает и Минфин России в Письмах от 28.03.2008 № 03-03-06/1/212, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/641, от 20.08.2007 № 03-03-06/2/156. Эти Письма Минфина России посвящены отпускным, но по нашему мнению, подход в случае с командировками аналогичен.

Е.Б. Гусева

Вопрос:


Налогоплательщик на праве собственности владеет нежилым помещением в многоквартирном доме. По истечении пяти лет с момента приобретения помещение было разделено на несколько отдельных и зарегистрировано право собственности на каждое помещение. Некоторые из этих помещений планируется продать. Возникнет ли объект обложения НДФЛ в случае продажи одного или нескольких нежилых помещений, которые фактически принадлежат налогоплательщику более трех лет?

Ответ:

Согласно п. 17.1 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, квартиры, комнаты и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
В данной ситуации по истечении пяти лет с момента приобретения имущества, помещение разделили на несколько отдельных объектов и зарегистрировали право собственности на каждый из них. Основания прекращения права собственности предусмотрены ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такими основаниями являются: отчуждение собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества, утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из положения п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219, следует, что изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой без изменения внешних границ не влечет за собой прекращения или перехода права на него.
ВС РФ (Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 № 67-В11-2), указал что действующее законодательство не предусматривает в качестве основания прекращения права собственности на недвижимость ее раздел на отдельные самостоятельные части с последующей постановкой на учет. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ не возлагает на собственника недвижимости обязанности повторно регистрировать свое право на отдельные части объекта недвижимости. В случае разделения объекта недвижимости на несколько новых закрывается связанный с ним раздел реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но не право собственности на имущество, которое до раздела находилось у заявителя в собственности в виде частей единого объекта.
Учитывая изложенное, моментом возникновения права собственности на вновь созданные помещения нужно считать дату государственной регистрации права собственности на первоначальное помещение. Таким образом, в случае продажи одного или нескольких нежилых помещений, созданных в результате раздела одного нежилого помещения без изменения внешних границ и принадлежащих налогоплательщику более трех лет, доходы, полученные от продажи данного нежилого помещения, не будут подлежать налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация приобрела квартиру для последующей перепродажи и учла ее как товар. Через некоторое время сделка была признана недействительной по решению суда и квартира перешла обратно к собственнику. Согласно судебному решению стоимость этого имущества организации не возмещается. Можно ли учесть расходы на приобретение этой квартиры при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

По общему правилу включение затрат в состав расходов возможно только в том случае, если они удовлетворяют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (затраты не поименованы в ст. 270 НК РФ, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными). При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Экономическая оправданность расходов – это один из основных источников споров с налоговыми органами. Дело в том, что налоговые инспекторы порой слишком широко толкуют это понятие. В частности, они часто квалифицируют как необоснованные затраты, которые не привели к получению доходов в налоговом периоде или не связаны с основными видами деятельности налогоплательщика.
Рассматривая вопрос обоснованности и экономической оправданности расходов, Конституционный Суд РФ озвучил следующую правовую позицию: расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеют значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат (см., например, Определения КС РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О, от 04.06.2007 № 320-О-П, от 04.06.2007 № 366-О-П).
В соответствии со сформировавшейся судебной практикой все произведенные налогоплательщиком расходы предполагаются обоснованными. Обязанность доказывать необоснованность затрат (т.е. получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды) возложена на налоговые органы (абз. 11, 13 п. 2 Определения № 1072-О-О, абз. 7, 9 п. 3 Определения № 320-О-П, абз. 7, 9 п. 3 Определения № 366-О-П, п. п. 1, 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Налоговая выгода может быть признана судом необоснованной при наличии обстоятельств, приведенных в п. п. 3, 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 53.
Аналогичная точка зрения высказана, например, в Постановлениях ФАС Московского округа от 13.06.2012 № А40-97759/11-99-434, ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2010 № А56-78678/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 № А45-9561/2009, ФАС Центрального округа от 09.02.2010 № А14-14803/2008/500/24.
В данном случае организация изначально приобретала квартиру в целях осуществления предпринимательской деятельности и понесла в связи с этим расходы, которые подтверждены документально, обстоятельства, наличие которых может свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды, отсутствуют, в связи с этим можно утверждать, что понесенные организацией затраты отвечают вышеперечисленным критериям признания расходов, следовательно и могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако такая позиция наверняка приведет к претензиям со стороны налоговых органов. Учитывая позицию ВАС РФ, можно предположить, что в случае возникновения судебного разбирательства есть вероятность того, что суд будет ею руководствоваться и примет решение в пользу налогоплательщика.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация с 1 января 2014 г. перешла на УСН (доходы минус расходы). В марте был уплачен налог на прибыль по итогам предыдущего года. Можно ли сумму налога на прибыль учесть в расходах при применении УСН?

Ответ:

В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при исчислении налоговой базы в случае, когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
. Согласно п.п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 3 и 4 ст. 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 настоящего Кодекса.
Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Исходя из вышеуказанного, при исчислении налоговой базы по единому налогу в составе расходов, уменьшающих доходы, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитываются суммы налогов, от уплаты которых данные налогоплательщики не освобождены в связи с применением ими упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, суммы налогов и сборов, уплаченные налогоплательщиками в период применения упрощенной системы налогообложения по результатам предпринимательской деятельности, осуществляемой до перехода на данную систему налогообложения, в частности налог на прибыль, в состав расходов, учитываемых при исчислении единого налога, не включаются.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация открыла депозитный и расчетный счета в банке, у которого впоследствии отозвали лицензию. Какие должны быть дальнейшие действия организации, чтобы вернуть деньги, находящиеся на счетах?

Ответ:

В соответствии с абз. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 395-1) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии. Лицензии выдаются Банком России в порядке, установленном ст. 15 Закона № 395-1. Банк России также может отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций. Основания для отзыва лицензии перечислены в ст. 20 Закона № 395-1. Так, например, в соответствии с п. п. 3, 6 абз. 1 ст. 20 Закона № 395-1 основанием для отзыва лицензии может стать установление фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно принимались меры, предусмотренные Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Также в ст. 20 Закона № 395-1 перечислены и многие другие основания. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 20 Закона № 395-1 с момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций считается наступившим срок исполнения обязательств этого банка, которые возникли до дня отзыва лицензии. В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 20 Закона № 395-1 с указанного момента также прекращается начисление процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации. Исключение составляют только финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение банком своих текущих обязательств. Таким образом, вследствии отзыва лицензии Центробанком назначается в кредитной организации временная администрация. Кредиторы банка вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент, пока осуществляет свою деятельность временная администрация. Для этого в адрес временной администрации организации необходимо направить требование по обязательствам банка. К направленному требованию нужно приложить подлинники или заверенные копии договоров, которые были заключены с банком. После получения временной администрацией требования кредитора банка, у которого отозвана лицензия, в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», временная администрация не позднее 30 рабочих дней обязана рассмотреть данное требование, а также внести его в реестр требований кредиторов. Об этих действиях временная администрация должна также уведомить кредитора банка, подавшего требование. В соответствии с ч. 7 ст. 20 Закона N 395-1 временная администрация самостоятельно впоследствии передаст реестр требований кредиторов конкурсному управляющему, если признание банка банкротом будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ. А если банк будет ликвидироваться в соответствии с требованиями ст. 23.1 Федерального закона № 395-1 - ликвидатору.

С.Ю. Кислицина-Раицкая

Вопрос:


Организация заключила новый коллективный договор в связи с истечением срока действия предыдущего. В какой регистрирующий орган следует обратиться для регистрации коллективного договора?

Ответ:

Согласно ст. 50 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор должен быть направлен на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня его подписания. Направление коллективного договора на регистрацию является обязанностью работодателя. В соответствии с п. 4.16 Положения о Комитете общественных связей города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.07.2013 № 485-ПП, в г. Москве регистрацией коллективных договоров занимается Комитет общественных связей города Москвы. В соответствии с п. 1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений и контроль за их выполнением, утвержденного Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 05.03.2011 № 50, регистрацией коллективных договоров в Санкт-Петербурге занимается Комитет по труду и занятости населения. При этом важно помнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 50 ТК РФ коллективный договор вступает в силу не зависимо от факта его уведомительной регистрации. Исполнение условий коллективного договора является для сторон, его подписавших, обязательным с момента подписания такого договора. Что касается уведомительной регистрации, следует отметить основную ее функцию. Она заключается в выявлении условий коллективного договора, которые ухудшают положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства. При этом важно понимать, что орган, осуществляющий регистрацию коллективного договора, сообщает о выявленных противоречиях с законодательством, а вносить ли изменения в коллективный договор или не вносить – решают уже стороны такого договора. Стороны коллективного договора могут не внося изменений в сам коллективный договор не применять те положения, которые противоречат законодательству. Следует отметить, что работник не может обратиться в суд с требованием о признании недействительными каких-либо положений коллективного договора или всего договора в целом. Судебная практика, например Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2010 № 1-В10-1, говорит о том, что положения коллективного договора не могут быть признаны недействительными по иску отдельного работника, потому что этот работник не является стороной коллективного договора. Также работник не может представлять интересы других работников организации. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10.10.2003 № 68 сведения обо всех коллективных договорах, прошедших регистрацию, вносятся в регистр соглашений и коллективных договоров. Следует отметить, что законодательством не установлена ответственность работодателя за не направление на регистрацию коллективного договора. Однако если организация не представит договор на регистрацию, проверяющие органы в случае проведения проверки могут расценить это в качестве нарушения трудового законодательства. В этом случае организация может быть привлечена к административной ответственности по общим основаниям, предусмотренным ст. 5.27 КоАП РФ.

С.Ю. Кислицина-Раицкая