Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Штатное расписание утверждается в ООО ежегодно (унифицированная форма Т-3). В ООО тарифная система оплаты труда, всем работникам установлены оклады. В случае, если на начало календарного года планируется принять на должность юриста внешнего совместителя, каким образом в штатном расписании оформить 4,5 и 9 графы по данной штатной единице?

Ответ:

Для удобства составления штатного расписания предусмотрена унифицированная форма N Т-3 (утв. Постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 05.01.2004 № 1). Данная форма не является обязательной для применения, носит рекомендательный характер. Но, поскольку в организации применяется именно она, то при ее заполнении необходимо руководствоваться Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (далее – Указания).
Согласно им, в графе 4 «Количество штатных единиц» указывается то количество штатных единиц, которое предусмотрено в данной организации, в том числе и неполных единиц - когда какая-либо должность предусматривает работу по совместительству. Иными словами, заполнение штатного расписания в отношении совместителей зависит от целей и намерений работодателя. Если по конкретным должностям планируется занятость исключительно на условиях совместительства, то и информация отражается согласно этому решению в графе 4 «Количество штатных единиц»: 0,5 единицы, например.
Если же работодатель предполагает, что условия занятости по штатной единице могут измениться, и в дальнейшем хочет избежать внесения изменений в штатное расписание, то практичнее изначально вносить в эту графу сведения о полной единице. Это не противоречит правилам заполнения штатного расписания, ведь работодатель вправе предусмотреть заранее и вакантные должности, которые не будут заняты сразу после утверждения штатного расписания. Данное действие позволит в последствии принимать на работу сотрудников без внесения в расписание изменений. А, в рассматриваемой ситуации, будет означать, что штатная единица по должности «юрист» является вакантной на 0,5.
В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» указывается фиксированный размер оплаты труда по каждой должности за выполнение нормы труда за единицу времени или исполнение трудовых обязанностей за календарный месяц. Данные о тарифной ставке или окладе не включают в себя компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, для них предусмотрены иные графы. В данную графу вносятся как фиксированный размер оплаты труда работников в рублевом исчислении, так и проценты или коэффициенты (абз. 3 раздела «Штатное расписание» Указаний).
Следовательно, в любом случае, в анализируемой ситуации графа 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» заполняется путем указания размера оклада за выполнение нормы труда за единицу времени или исполнение трудовых обязанностей за календарный месяц по полной единице. Основное различие при выборе того или иного варианта по заполнению графы 9 «Всего в месяц. В ней, согласно Указаниям, указывается сумма, равная произведению графы 4 и графы 5. Т.е., при указании в четвертой графе 0,5 штатной единицы по должности «юрист», графа 9 заполняется исходя из формулы 0,5 х оклад, а при указании 1 штатной единицы 1 х оклад.

Н.В. Названова

Вопрос:


В ООО обязанности главного бухгалтера возложил на себя директор. При этом в структурном подразделении – бухгалтерии есть необходимость в сотруднике, имеющем аттестат профессионального бухгалтера. Вправе ли ООО ввести в штатное расписание новую единицу «ведущий бухгалтер» либо «старший бухгалтер» и установить для него дополнительное квалификационное требование – наличие такого аттестата?

Ответ:

Ст. 57 Трудового кодекса РФ устанавливает, что для коммерческих организаций соответствие наименования должностей, профессий и специальностей квалификационным справочникам обязательно, если выполняемая работа связана с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений (например, установлены пенсионные льготы или дополнительные отпуска). В остальных случаях работодатель вправе давать те названия должностям, которые считает нужными. Квалификационные характеристики должностей работников, реализующих функции в области бухгалтерского учета, по общему правилу, не имеют аналогов в квалификационных характеристиках тех должностей или видов работ, которые указаны в справочниках и по которым предоставляются какие-либо льготы либо установлены ограничения. Соответственно, работодатель вправе ввести в штатное расписание любое название для должности требуемого сотрудника.
С аттестатом профессионального бухгалтера дело обстоит сложнее. Этот документ не обязателен для тех, кто работает бухгалтером, в Законе о бухучете требования о наличии такого аттестата нет (ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете»). С этим мнением согласны и налоговые органы (Письмо МНС РФ от 20.04.2001 № АС-6-16/332@ «О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера»)
. В Положении об аттестации профессиональных бухгалтеров (п.1.5) говорится, что в организации, подлежащие обязательному аудиту, на должность главного бухгалтера рекомендуется брать только аттестованного работника. Но и здесь речь идет лишь о рекомендациях. Тем не менее, если организация подлежит обязательному аудиту, то ссылки на эту норму ей будет достаточно для того, чтобы требовать от соискателя аттестат. Следует помнить, что обязательному аудиту подлежат, в частности, открытые акционерные общества, банки и организации с годовой выручкой более 400 миллионов рублей либо сумма бухгалтерских активов которых превышает 60 миллионов рублей (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности»).
Остальным работодателям необходимо, в целях снижения рисков споров с соискателями, которым будет отказано в приеме на работу на основании отсутствия аттестата профессионально бухгалтера, отдельно в локальном нормативном акте обосновать необходимость такого специалиста в данной организации и его отличия по функционалу от других работников бухгалтерии.
Если обоснования к требованию об аттестате профессионального бухгалтера у работодателя нет, то отказать в приеме на работу соискателю без аттестата работодатель не вправе. Тем более, что в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, в требованиях к главному или простому бухгалтеру аттестат не упоминается. Обоснование можно регламентировать в Положении о бухгалтерии, а также уточнить и расширить в должностной инструкции работника.
В Трудовом кодексе РФ нет норм, предусматривающих обязанность работодателя по составлению и ведению должностных инструкций. Но на практике при возникновении трудовых споров именно этот документ оценивается не только контролирующими органами, но и судами. Роструд РФ (Письмо от 31.10.2007 № 4412-6) отвел важное место должностной инструкции в определении трудовой функции работника, его должностных обязанностей, пределов ответственности, а также квалификационных требований, предъявляемых к занимаемой должности.

Н.В. Названова

Вопрос:


При проведении ревизии кадровых документов выявлено, что в одной из трудовых книжек неверно внесена запись об увольнении с предыдущего места работы: ошибочно указана дата увольнения . После неправильной записи есть несколько записей нового работодателя: о приеме на работу, о реорганизации, о переводе работника. Как внести исправления в трудовую книжку, если дата увольнения точно неизвестна, а прежний работодатель утратил кадровые документы за нужный период?

Ответ:

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, (далее - Правила) и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, (далее - Инструкция) регламентированы форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок внесения записей в книжку.
При оформлении трудовых пенсий в Пенсионном фонде РФ трудовые книжки тщательно изучаются. В связи с этим наличие неточностей и ошибок в заполнении зачастую служит причиной нехватки оснований для подтверждения стажа граждан, в результате чего возникает необходимость представления дополнительных документов либо использования иных способов подтверждения стажа вплоть до судебных актов.
В случае, если верная дата увольнения неизвестна точно, а прежний работодатель утратил кадровые документы за период увольнения, то, до восстановления данных в трудовой книжке, целесообразно обратиться в Пенсионный фонд РФ за необходимыми данными. Например, сам работник может направить заявление в пенсионный фонд по месту жительства или работы о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета (ИЛС) по форме СЗИ-5 (Утверждена Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п). Такую выписку пенсионный фонд раз в год предоставляет на бесплатной основе (Статья 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Аналогичную информацию граждане могут узнать через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.
Окончательно выяснив дату, можно приступить к процедуре внесения исправлений в трудовую книжку.
Поскольку в Инструкции и Правилах не приведен пример исправления неверной записи о дате увольнения, а запись об увольнении вносится в раздел трудовой книжки «Сведения о работе», то на практике применяют следующие способы исправления этой ошибки:
1. При необходимости изменения конкретной записи об увольнении с работы в разделе «Сведения о работе» после соответствующей последней в этом разделе записи указывается следующий порядковый номер, дата внесения записи, в графе 3 делается запись: «Запись за номером таким-то недействительна». После этого вносится правильная запись. Это исправление может внести как бывший работодатель, так и работодатель актуальный, но второй – только на основании документов, предоставленных бывшим работодателем (справка произвольной формы, копия приказа и т.д.) В любом случае, полагаем, что работодателю не следует сопровождать запись об увольнении подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника в соответствии с п. 35 Правил, поскольку в рассматриваемом случае нет возможности соблюсти указанный порядок внесения данной записи. Упомянутые подписи и печать вносятся при увольнении работника и заверяют все записи, внесенные в трудовую книжку работника за период работы у данного работодателя, то есть до момента увольнения. В рассматриваемом же случае, во-первых, фактического увольнения не происходит, а лишь вносится исправление в запись о нем, а во-вторых, в трудовую книжку после увольнения уже были внесены другие записи.
2. Работник, в трудовой книжке которого имеется запись об увольнении, признанная недействительной, имеет право потребовать оформления дубликата трудовой книжки по последнему месту работы, в который переносятся все произведенные записи, за исключением признанной недействительной.
Судебной практики по данному вопросу не выявлено.

Н.В. Названова

Вопрос:


Организация привлекает по гражданско-правовому договору актеров и музыкантов. Данные физические лица не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Физические лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, при определении налоговой базы по НДФЛ имеют право на профессиональный вычет. Каков порядок получения данного вычета? Верно ли то, что если физическое лицо не несет никаких расходов, при его привлечении организация имеет право уменьшать налоговую базу по НДФЛ на 20%?

Ответ:

Вознаграждение, выплачиваемое по гражданско-правовому договору физическому лицу - резиденту РФ, признается объектом обложения и облагается НДФЛ по ставке в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ, физические лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, могут уменьшить свои доходы на профессиональный налоговый вычет. Данный вычет предоставляется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с созданием, исполнением или иным использованием произведений науки, литературы и искусства, а также по открытиям, изобретениям и промышленным образцам (абз. 1 п. 3 ст. 221 НК РФ).
Если налогоплательщик не может подтвердить свои расходы документально, то они принимаются к вычету по нормативу затрат в процентах к сумме начисленного дохода. Это следует из абз. 2 п. 3 ст. 221 НК РФ.
То есть, хотя формально НК РФ связывает предоставление данного вычета с фактическими расходами налогоплательщика, как правило, подтверждать такие расходы не требуется
. В отношении расходов, связанных с исполнением произведений литературы и искусства, абз. 2 п. 3 ст. 221 НК РФ предусмотрен норматив - 20%. Следовательно, в случае непредставления документов, подтверждающих произведенные расходы, автору может быть предоставлен профессиональный налоговый вычет в размере 20% от суммы начисленного авторского вознаграждения.
Одновременное предоставление налогоплательщику профессионального налогового вычета в размере установленных нормативов и в размере документально подтвержденных расходов при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц НК РФ не предусмотрено (Письмо УФНС по г. Москве от 23.09.2010 № 20-14/3/100054)
Налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту либо подачи налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода
. Таким образом, профессиональный налоговый вычет может быть предоставлен либо в размере установленного норматива, либо в размере документально подтвержденных расходов. В случае непредставления документов, подтверждающих произведенные расходы, актерам и музыкантам может быть предоставлен профессиональный налоговый вычет в размере 20% от суммы начисленного авторского вознаграждения.
Вычет может быть получен физическим лицом либо у налогового агента на основании заявления, либо в налоговом органе, по окончании года на основании налоговой декларации.

Е.И. Борковская

Вопрос:


Организация заключила договор поставки продуктов питания. У поставщика в ЕГРЮЛ указан только один вид деятельности - продажа пищевых продуктов. По одному договору помимо продуктов питания поставщик продает организации древесный уголь. Какие риски несет тот факт, что в договоре не указанны другие (не пищевые товары) и влияет ли на вычет НДС то, что дополнительный вид деятельности поставщика не указан в ЕГРЮЛ?

Ответ:

На основании п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Чтобы договор купли-продажи (а значит, и поставки) считался заключенным, в нем нужно четко определить предмет: что и сколько продается (Определение ВАС РФ от 02.02.2010 № ВАС-309/10).
Наименование товара является существенным условием договора купли-продажи (поставки) (п. 3 ст. 455 ГК РФ).
Для определения предмета договора недостаточно указания просто на «продукты питания, табачные изделия и иные потребительские товары» и проч. Без расшифровки данных товарных групп договор признается недействительным (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2004 № Ф08-593/2004).
При совершении сделки продавец товаров (работ, услуг) относит к налогооблагаемым доходам выручку, полученную от покупателя, а покупатель уплаченные за товары (работы, услуги) суммы включает в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. В случае признания сделки недействительной стороны возвращают друг другу полученное по ней.
Таким образом, если продавец уже включил выручку, полученную от покупателя, в состав доходов от реализации, то при признании сделки недействительной он должен устранить искажение налоговой базы, исключив из доходов выручку, полученную за реализованный товар по недействительной сделке.
У покупателя возникает обратная ситуация, то есть он завысил сумму расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС и, как следствие, не доплатил эти налоги в бюджет. Следовательно, для организации-покупателя признание сделки купли-продажи недействительной влечет налоговые риски. Покупатель (заказчик) обязан по первоначальной сделке подать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС, а также уплатить сумму налогов и соответствующие пени, дабы избежать штрафных санкций. Это следует из подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ. В НК РФ отсутствуют нормы о налоговых последствиях недействительных сделок. Однако этот пробел восполняется судебно-арбитражной практикой.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, взыскание налога с налогоплательщика производится в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.
Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством.
Сложившаяся арбитражная практика позволят сделать вывод о том, что налоговое законодательство не ставит право на получение вычетов по НДС в зависимость от кодов ОКВЭД, присвоенных поставщику.
Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 06.12.2010 № КА-А40/15011-10 судьи также отклонили доводы налогового органа о том, что вид деятельности организации-поставщика по ОКВЭД не соответствует оказанным налогоплательщику услугам. Как указал суд, данное несоответствие не является основанием для отказа налогоплательщику в проведении налоговых вычетов по НДС и не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.10.2009 № А53-27009/2008-С5-34 отклонил ссылку налогового органа на несвойственный поставщику вид деятельности, посчитав, что данное обстоятельство не может быть основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку в уставе юридического лица содержится открытый перечень видов деятельности, которыми оно может заниматься, а в ЕГРЮЛ указывается ОКВЭД приоритетных видов деятельности, которые намерена осуществлять организация на момент регистрации.
С учетом сложившейся судебной практики, налоговый орган не вправе отказать в вычете НДС, на основании того, что основной вид деятельности поставщика по ОКВЭД не совпадает с видом отношений между ним и налогоплательщиком.
Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Для определения предмета договора недостаточно указания просто на " продукты питания, алкогольную продукцию, табачные изделия, иные потребительские товары и продукты питания" и проч. Без расшифровки данных товарных групп договор признается недействительным.
Для организации-покупателя признание сделки купли-продажи недействительной влечет налоговые риски, так как происходит завышение суммы расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС и, как следствие, не доплата этих налогов в бюджет.
С учетом сложившейся судебной практики можно сделать вывод о том, что отказ налогового органа в вычете НДС, на основании того, что основной вид деятельности поставщика по ОКВЭД не совпадает с видом отношений между ним и налогоплательщиком, является неправомерным.

Е.И Борковская

Вопрос:


Каким образом можно обжаловать акт проверки органов ГПН (государственный пожарный надзор) по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, который вынесен по результатам проведенной в организации плановой проверки пожарной инспекцией на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. Какова процедура рассмотрения возражения на результат проверки?

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О пожарной безопасности» определяются правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями. В соответствии с п. 11 Приказа МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (далее – Административный регламент) обжаловать акт проверки органов государственного пожарного надзора можно путем составления возражения в письменной форме. Такое возражение направляется в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки уполномоченным лицом организации, в отношении которой проводилась проверка. К возражению на акт проверки можно приложить документы (или их копии), подтверждающие обоснованность возражений. Жалоба, поступившая в орган ГПН, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Возражения могут быть как на акт проверки в целом, так и на его отдельные положения. Орган ГПН рассматривает возражения в порядке, установленном Административным регламентом. Такой порядок обжалования решений и действий (бездействий) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц, является досудебным (внесудебным) порядком обжалования. Важно помнить, что на период срока, установленного для рассмотрения возражения, вступление в силу документов, которые обжалуются, а также и их действие, не приостанавливаются. В соответствии с п. 102 Административного регламента жалоба может быть направлена руководителю органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных; руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН. В соответствии с п. 104 Административного регламента жалоба рассматривается органом ГПН, должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае пропуска срока, предусмотренного для обжалования, этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем органа ГПН, в котором рассматривается жалоба, о чем делается отметка на поступившей жалобе в виде соответствующей резолюции (либо ходатайство соответствующей резолюцией отклоняется). Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования уведомляют в ответе на жалобу. В соответствии с п. 105 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу, либо признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными, либо признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным, в последнем случае также определяются меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.

С.Ю. Кислицина-Раицкая

Вопрос:


Может ли право пользования, переданное гражданину посредством завещательного отказа, носить исключительный характер, то есть, пока этот гражданин не умрет, только он может пользоваться переданным жильем, а собственник данного жилья нет?

Ответ:

В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае возложения на наследника, к которому переходит квартира или иное жилое помещение, обязанности предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или какой-либо его частью, отказополучатель пользуется на протяжении указанного срока данным жилым помещением наравне с его собственником. Об этом же говорится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании». Срок действия завещательного отказа, предметом которого является право пользования жилым помещением, необязательно совпадает со сроком жизни отказополучателя. Срок может быть установлен завещательным отказом. По истечении установленного завещательным отказом срока право пользования прекращается. Так же важным является, что в соответствии с ч. 3 ст. 33 ЖК РФ гражданин, проживающий в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, может потребовать государственной регистрации права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа. Регулирование вопросов государственной регистрации вещных прав на объекты недвижимого имущества производится и нормами Гражданского кодекса РФ и ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Завещательный отказ создает для наследника-отказодателя обязанность по исполнению отказа. Однако моментом возникновения обязанности является не сам факт наличия завещания, а факт принятия наследства. Единственной формой установления завещательного отказа является завещательное распоряжение. Согласно ст. 1137 ГК РФ завещательный отказ должен быть установлен в завещании. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1137 ГК РФ при любом последующем переходе права собственности на это имущество право пользования им по завещательному отказу сохраняется. Верховный Суд РФ в п. 24 Постановления Пленума от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» говорит о том, что отказополучатель сохраняет право пользования наследственным имуществом вне зависимости от перехода права собственности на это имущество от наследника к другому лицу и от перехода самого имущества к другим лицам по иным основаниям. Важным моментом является то, что право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим лицам. В завещании может быть подназначен другой отказополучатель на случай, если назначенный отказополучатель умрет до открытия наследства или одновременно с наследодателем, или откажется от принятия завещательного отказа или не воспользуется своим правом на получение завещательного отказа, либо лишится права на получение завещательного отказа как недостойный.

С.Ю. Кислицина-Раицкая

Вопрос:


Есть ли установленные законодательством требования к внешнему оформлению меню ресторана, что должно быть указано в меню и где его необходимо размещать в ресторане?

Ответ:

Установленных законодательством требований к внешнему оформлению меню ресторана нет, однако, есть установленные законодательством требования к содержанию меню, к той информации о блюдах и напитках ресторана, которая в нем содержится и которая посредством меню будет доводиться до сведения посетителей. В соответствии с п. 6.8 ГОСТа Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия» существует определенный перечень информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в меню ресторана и с помощью меню доводиться исполнителем услуг при реализации продукции до сведения потребителей, то есть посетителей ресторана. То, что такая информация должна содержаться именно в меню, законодательством не установлено, допускаются различные способы размещения вышеназванной информации помимо размещения ее в меню, например, это может быть прейскурант. Это установлено п. 13 Правил оказания услуг общественного питания, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания». Таким образом, информация о продукции и об услугах должна доводится до сведения потребителей, посетителей ресторана, посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Главное требование законодательства относится к содержанию самой информации, которая должна доводиться до сведения посетителей ресторана. К такой информации относятся: наименование продукции с указанием способов ее приготовления, а также входящих в ее состав основных компонентов; сведения об объеме порции, емкости бутылки алкогольного напитка и об объеме его порций; сведения о пищевой ценности продуктов, химическом составе, калорийности; обозначение нормативных документов, в соответствии с которыми данная продукция изготовлена. Об этом же говорится и в п. 12-14 Правил оказания услуг общественного питания. Таким образом, внешнее оформление меню ресторана происходит по усмотрению исполнителя услуг при реализации продукции общественного питания, то есть руководства ресторана, а содержащаяся в меню информация должна соответствовать требованиям закона. В соответствии с п. 14 Правил оказания услуг общественного питания потребителям должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале ресторана, так и вне зала обслуживания. В соответствии с п. 15 Правил оказания услуг общественного питания информация должна доводится до сведения потребителей на русском языке, поскольку русский язык является государственным языком, однако, законодатель предоставляет возможность дополнительно указать информацию в меню на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

С.Ю. Кислицина-Раицкая