Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Обязаны ли организации, применяющие общую систему налогообложения, с 1 января 2014 года составлять счета-фактуры в полных рублях, в связи с тем, что в соответствии с п. 6 ст. 52 НК РФ с 1 января 2014 года суммы налогов исчисляются в полных рублях?

Ответ:

С 1 января 2014 г. ст. 52 НК РФ дополнена п. 6, согласно которому суммы налогов необходимо исчислять в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля. Данные поправки внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (продавец) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Сумму налога налогоплательщик продавец предъявляет покупателю на основании составленного им счета-фактуры, который он обязан составлять не позднее пяти календарных дней (п. 3 ст. 168 НК РФ, п.3 ст. 169 НК РФ):
- считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав;
или
- со дня получения аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Счет-фактура и после 1 января 2014 года составляется в рублях и копейках (п. 3 разд. II Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Данные из счетов-фактур подлежат регистрации в книге продаж и в книге покупок (п. 3 разд. II Приложения № 5, п. 2 разд. II Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Стоимостные показатели книги продаж и книги покупок также указываются в рублях и копейках (п. 9 разд. II Приложения № 5, п. 8  разд. II Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
НДС исчисляется по итогам налогового периода (соответствующего квартала) (ст. 163, п. 4 ст. 166 НК РФ).
За каждый налоговый период (квартал) в книге продаж подводятся итоги по графам 4 - 9, которые используются при составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (п. 8 разд. II Приложения № 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). За каждый налоговый период (квартал) в книге покупок подводятся итоги по графам 7 - 12, которые используются при составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (п. 7 разд. II Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Но при отражении в декларации по НДС итоговые данные из книги продаж и книги покупок отражаются в полных рублях (п.4, п. 17 Порядка заполнения декларации по НДС утв.  Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н). Аналогичный порядок заполнения декларации по НДС был и до 1 января 2014 года. Получается, что  сумма НДС как до, так и после 1 января 2014 года исчисляется в полных рублях.
Что касается счетов-фактур, они по-прежнему составляются в рублях и копейках.

В.В. Журавлев

Вопрос:


Организация, применяющая общую систему налогообложения, с 1 января 2014 года переходит на упрощенную систему налогообложения. НДС, исчисленный по итогам реализаций облагаемых НДС IV квартала 2013 года, организация заплатила в бюджет 20 января 2014 года в размере 1/3  от рассчитанной суммы НДС. Остальную сумму НДС в размере 2/3 организация оплатить в феврале и марте 2014 года равными долями.  Налоговая инспекция требует уплаты всей суммы налога сразу, не разбивая уплату на 3 месяца. Права ли налоговая инспекция

Ответ:

На основании положений ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.
В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал.Согласно п. 1 ст. 174 НК РФ установлено, что уплата налога на добавленную стоимость по реализованным товарам производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров.
При этом в НК РФ не установлено отдельных сроков уплаты НДС в бюджет в случае перехода организации с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения. Считаем что уплата НДС по товарам (работам, услугам) отгруженным в IV квартале 2013 года, в январе, феврале, марте 2014 г. равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех вышеуказанных месяцев налогоплательщиком, перешедшим с 1 января 2014 г. на упрощенную систему налогообложения, не противоречит действующему законодательству по НДС. Косвенно этот же вывод следует из Письма Минфина России от 19.06.2013 № 03-11-11/23098. Поэтому считаем, что позиция налоговой инспекции неправомерна.

В.В. Журавлев

Вопрос:


С директором расторгнут трудовой договор, в трудовую книжку была внесена запись об увольнении 14.01.2014 по соглашению сторон пункт 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ. Директору была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Затем издается приказ о приеме этого же директора на работу сроком с 15.01.2014 по 15.01.2015, но с другой формой оплаты труда. С 5 марта 2014 директор был направлен в служебную командировку. Какой расчетный период брать для расчета среднего заработка сохраняемого на период командировки, с момента заключения нового договора (15. 01 .2014) или с учетом дохода полученного по прежнему трудовому договору?

Ответ:

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ). Расчет среднего заработка производится в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее - Положение). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя (ч. 2 ст. 139 ТК РФ). Перечень таких выплат указан в п. 2 Положения.
Согласно части третьей ст. 139 ТК РФ расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
В рассматриваемом случае увольнение директора означает прекращение этого трудового договора и исполнение соответствующих обязательств работника и работодателя друг перед другом. Оформление нового трудового договора с 15 января 2014 года не имеет отношения к первому периоду работы директора. Работник считается вновь принятым вне зависимости от того, что этот работник был уволен этим же работодателем. Перерыв в работе значения не имеет. С заключением нового трудового договора между работником и работодателем возникают новые трудовые отношения, устанавливаются новые права, обязанности сторон и оплата труда соответственно. Поэтому мы считаем, что, если работник был уволен, а потом вновь принят на работу к этому же работодателю, средний заработок необходимо исчислять только за период работы по новому трудовому договору. При расчете среднего заработка, сохраняемого за дни, приходящиеся на  командировку,  будет являться период с 15 января по 28 февраля 2014 года.

Е.Б. Гусева

Вопрос:


Можно ли, обратившись в суд, снизить сумму штрафа, назначенного налоговым органом по решению о привлечении к налоговой ответственности, если ранее физическое лицо, привлеченное налоговым органом к налоговой ответственности, обратилось в суд с требованием признать решение незаконным, а суд в удовлетворении заявленного требования отказал и Московским городским судом решение районного суда оставлено без изменения?

Ответ:

В ситуации, когда по результатам  проведенной налоговой проверки инспекцией было принято решение о привлечении физического лица к налоговой ответственности, лицо, привлеченное к налоговой ответственности, не согласившись с принятым по результатам проверки решением,  может обратиться в суд с требованием о признании решения налогового органа незаконным. Когда по решению суда первой инстанции истцу отказано в удовлетворении заявленных требований, а суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу о признании решения о привлечении к налоговой ответственности незаконным без удовлетворения, снизить сумму штрафа, назначенного налоговым органом, нельзя.
В том случае, когда инспекция обратилась в суд с требованиями о взыскании задолженности с физического лица, которое привлечено к налоговой ответственности, а по решению о привлечении уже есть вступившее в законную силу решение суда, которым данное решение признано законным, возможность снизить сумму штрафа, исходя из, например,  смягчающих ответственность ответчика обстоятельств,  отсутствует.
В соответствии с нормами п.п. 1, 5 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10дней.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Таким образом, размер штрафа по решению о привлечении  к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, уже устанавливается налоговым органом, учитывая все обстоятельства, о которых заявило лицо, привлекаемое к налоговой ответственности.
В соответствии с нормами п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствуют основания для снижения размера штрафа.
Если суд, все же, снизит сумму штрафа, то это может быть признано судом апелляционной инстанции  нарушением норм процессуального законодательства, повлекшим  его неправильное разрешение,  что является основаниями к  изменению  решения суда в этой части путем удовлетворения требований инспекции.

С.Ю. Кислицина-Раицкая

Вопрос:


Работодатель требует от сотрудников написания заявлений на фирменном бланке от руки. Правомерно ли такое требование работодателя?

Ответ:

Трудовым законодательством необходимость написания заявлений о приеме на работу (так же, как и форма таких заявлений) не предусмотрена. Заявление, например,  о предоставлении или переносе отпуска, а также заявление об увольнении оформляется в произвольной письменной форме, позволяющей установить соответствующее волеизъявление работника. Предоставление работником таких заявлений на заготовленном бланке не противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Порядок заключения трудового договора установлен главой 11 Трудового кодекса РФ. В соответствии с частью первой ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. При этом ни одна из норм главы 11 Трудового кодекса РФ не содержит требования о написании работником заявления о приеме на работу для заключения трудового договора, и соответственно, отсутствуют требования к форме такого заявления. Работник и работодатель обязаны только оформить в письменной форме в двух экземплярах трудовой договор, содержание которого должно соответствовать требованиям ст. 57 ТК РФ. Следует отметить, что ранее заявление о приеме на работу было необходимо, поскольку трудовое законодательство допускало возможность заключения трудового договора в устной форме. Но с того момента, как Законом РФ от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» было установлено требование об обязательности письменной форме трудового договора, необходимость в написании заявления о приеме на работу отпала. Вместе с тем, если с учетом принятого в конкретной организации документооборота прием на работу оформляется, в том числе, и на основании заявления работника, такое заявление работник может написать как собственноручно, так и на бланке, заготовленном организацией. При этом заявление будет считаться письменным не только, когда оно написано от руки, но и в случаях, когда оно напечатано на компьютере или ином механическом печатающем устройстве. Конституционный Суд РФ в своем определении от 22.03.2011 N 394-О-О, пояснил, что в ст. 80 ТК РФ закреплено право работника в любое время расторгнуть трудовой договор с работодателем, предупредив его об этом заблаговременно в письменной форме, однако, обязательность использование какой-либо формы заявления, например,  трафаретных бланков или рукописного варианта при этом не устанавливается. Аналогичного мнения придерживаются и суды общей юрисдикции. Так, например, в решении от 15.08.2011 по делу № 2-1840/2011 Ленинский районный суд г. Томска отметил, что «Нормы трудового законодательства не устанавливают в качестве обязательного требования к заявлению его написание собственноручно работником. Обязательным реквизитом заявления, который должен быть выполнен от руки работником, является его подпись». Если работодатель отказывается принять заявление, напечатанное работником на компьютере и подписанное им от руки, по той причине, что оно не является рукописным документом,  позиция работодателя является неправомерной. Согласно ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28, письменным документом является текстовой документ, информация которого зафиксирована любым типом письма. Рукописным документом является письменный документ, при создании которого знаки письма наносят от руки. Машинописным документом является письменный документ, при создании которого знаки письма наносят техническими средствами. Следовательно, работник вправе как написать заявление от руки, так и напечатать на компьютере. Согласно пп. а п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» заявление является актом волеизъявления работника о расторжении договора. Вывод можно сделать такой: собственноручно написанное заявление может вызвать меньше сомнений у суда в отношении его подлинности, что, возможно, сыграет ключевую роль в споре, например, о восстановлении на работе.

С.Ю. Кислицина-Раицкая

Вопрос:


Можно ли оформить опеку или попечительство над престарелым близким родственником, который болен, если родственник, желающий установить опеку или попечительство, проживает в другом городе?

Ответ:

В соответствии со ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются в целях защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. В соответствии со ст. 32ГК РФ над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, устанавливается опека. В соответствии со ст. 33ГК РФ попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Соответственно, прежде всего, необходимо определиться с гражданско-правовым статусом престарелого болеющего родственника, то есть, определить, будет ли он признан судом недееспособным вследствие психического расстройства, или данное лицо будет судом ограничено в дееспособности. В зависимости от решения суда над родственником будет устанавливаться опека или попечительство. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об опеке и попечительстве» к личности опекуна или попечителя предъявляются определенные требования. Органы опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, который является предполагаемым опекуном или попечителем и который подал заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также органы опеки и попечительства могут запрашивать информацию об этом гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. При этом следует иметь в виду, что органы опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, а также сроки предоставления этих документов определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона № 48-ФЗ бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. В соответствии с ч. 2  ст. 11 Закона № 48-ФЗ опекун или попечитель назначается только с его согласия или по его заявлению в письменной форме,  поданному в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. Важным является то, что при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя. Такие обстоятельства будут рассматриваться в индивидуальном порядке органами опеки и попечительства, исходя из конкретных жизненных обстоятельств и положений закона. По результатам такого рассмотрение органами опеки и попечительства будет принято соответствующее обоснованное решение. В соответствии с ч. 7  ст. 11 Закона № 48-ФЗ акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке. Таким образом, прямого запрета со стороны законодателя относительно удаленности проживания потенциального опекуна или попечителя от лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, нет. Каждая конкретная ситуация должна быть рассмотрена в индивидуальном порядке.

С.Ю. Кислицина-Раицкая