Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Организация на общей системе налогообложения приобрела товары на территории Украины у украинской организации? Имеет ли право организация принять к вычету НДС предъявленный иностранным продавцом? Или этот НДС можно учесть в расходах для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Принимать к вычету НДС, предъявленный украинской организацией вы не вправе, так как он начислен по законодательству Украины. Все дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные организации при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации. Данные товары были приобретены на территории Украины, и местом реализации данных товаров территория РФ не считается (ст. 147 НК РФ).
Что касается учета в расходах иностранного НДС. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщики могут учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией суммы налогов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. НДС естественно был начислен в соответствии законодательством Украины. Поэтому по данному основанию уплаченный НДС учесть в расходах нельзя. Но необходимо учитывать, что перечень прочих расходов связанных с производством и реализацией является открытым. Поэтому считаем, что в соответствии с п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ НДС, предъявленный украинской организацией можно учесть в составе расходов, при условии, что расходы на приобретение данного товара являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Аналогичной позицией по "иностранным" налогам придерживается ФНС РФ уже с 2011 года. В своем Письме от 01.09.2011 № ЕД-20-3/1087 они приходят к такому же выводу. При этом они отмечают, что в отношении "иностранных" налогов, по которым НК РФ напрямую предусматривается порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, при уплате соответствующего налога в Российской Федерации, метод вычета иностранных налогов (расходов) при расчете налога на прибыль организаций не применяется. Но в данной ситуации зачет по НДС не проводится, так как между Россией и Украиной существует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" и оно не распространяется на НДС (п. 3 ст. 2 Соглашения). Поэтому данный НДС можно учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Что касается позиции чиновников Минфина РФ, то она постоянно меняется. Так до 2013 года Минфин РФ был против признания в расходах «иностранного» НДС (Письма Минфина РФ от 11.03.2012 № 03-04-08/65, от 08.04.2011 № 03-03-06/1/226, 28.04.2010 № 03-03-06/1/303, от 06.10.2009 № 03-03-06/1/644). Но в своем свежем Письме от 12.08.2013 № 03-03-10/32521 он наконец-то совершено справедливо поменял позицию на противоположную и разрешил учитывать в расходах НДС уплаченный по законодательству иностранного государства. Надеемся, что и в дальнейшем его позиция не поменяется.
Что касается арбитражной практики то она также на стороне налогоплательщиков, признающих в расходах «иностранный» НДС (Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2012 по делу № А40-112211/11-90-466, Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2011 по делу № А62-439/2011).

В. В. Журавлев

Вопрос:


Организацией при трудоустройстве нового работника было обнаружено, что запись об увольнении в трудовой книжке ошибочно заверена печатью другой организации. Каким образом внести исправления в трудовую книжку в этом случае?

Ответ:

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей») (далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек) и Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее - Инструкция № 69) регламентированы форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок внесения записей в книжку.
В соответствии с указанными нормативными актами печать в трудовой книжке проставляется в следующих случаях:
- на титульном листе при оформлении трудовой книжки ставится печать организации (печать кадровой службы), в которой впервые заполняется трудовая книжка (п. 2.2 Инструкции № 69);
- на внутренней стороне обложки трудовой книжки при внесении в сведения, содержащиеся на титульном листе, изменений, последние заверяются печатью организации (кадровой службы) (п. 2.3 Инструкции № 69);
- при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, помимо подписи работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, а также работника (за исключением случаев, указанных в п. 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек) заверяются печатью работодателя (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
Порядок исправления (изменения) записей, в том числе ошибок, допущенных при оформлении трудовых книжек, изложен в п. 26 - 30 Правил ведения и хранения трудовых книжек и п. 1.2, п. 2.3, п. 2.4 Инструкции № 69.
В соответствии с п. 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.
Согласно п. 30 Правил ведения и хранения трудовых книжек изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей.
В силу п. 1.2 Инструкции № 69 и п. 30 Правил ведения и хранения трудовых книжек в разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или сведения о награждении, зачеркивание неточных или неправильных записей не допускается.
В соответствии с п. 1.2 Инструкции № 69 при необходимости изменения неправильной записи в разделе «Сведения о работе» после соответствующей последней в данном разделе записи указывается последующий порядковый номер, дата внесения записи, в графе 3 делается запись: «Запись за номером таким-то недействительна». После этого производится правильная запись и в графе 4 повторяется дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку, либо указывается дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, на основании которого вносится правильная запись.
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что порядок исправления допущенной ошибки в связи с заверением записи об увольнении в трудовой книжке печатью другой организации, к сожалению, нормативно не регламентирован.
В данном случае заверительная запись об увольнении является ошибочной ввиду неверного реквизита «печать», необходимо исправлять именно ее. На практике нередко многие обходятся проставлением рядом оттиска верной печати. Но наличие двух печатей в качестве реквизита в документе выглядит некорректно.
Некоторые специалисты предлагают в данной ситуации после записи, ошибочно заверенной печатью другой организации внести исправительную запись следующего содержания:
« Печать ООО «Улыбка» проставлена неверно.
Инспектор отдела кадров Иванов».
После данной записи они предлагают проставить правильную печать. Однако запись об увольнении уже заверена, пусть и не совсем верно. Следовательно, у прежнего работодателя нет оснований вносить какие-либо записи после этого, если при этом новый работодатель уже внес запись о приеме на работу.
Вместе с тем, полагаем, что в данной ситуации правомерно руководствоваться общими принципами исправления ошибок, описанными выше.
Рекомендуется исправление допущенной ошибки произвести по аналогии, учитывая п. 30 Правил ведения и хранения трудовых книжек и п. 1.2 Инструкции № 69. После соответствующей последней записи в разделе «Сведения о работе» под следующим порядковым номером признать запись об увольнении, заверенную печатью другой организации недействительной. Затем под следующим порядковым номером продублировать запись об увольнении работника с проставлением правильной печати.
Следует также заметить, что работник, в трудовой книжке которого имеется запись, признанная недействительной, имеет право потребовать оформления дубликата трудовой книжки по последнему месту работы, в который переносятся все произведенные записи, за исключением признанной недействительной (п. 33 Правил ведения и хранения трудовых книжек). Порядок оформления и выдачи дубликата трудовой книжки регламентируется разд. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек и разд. 7 Инструкции № 69.
Итак, единственного решения данного вопроса не существует, исправление неверно проставленной печати любым из вышеперечисленных способов так или иначе будет противоречить Инструкции № 69 и Правилам ведения и хранения трудовых книжек.
Полагаем, что в данной ситуации можно выбрать любой из вышеперечисленных способов, но при этом во избежание проблем работнику следует обязательно обратиться к прежнему работодателю, допустившему ошибку, за официальной справкой, подтверждающей период работы в данной организации, и посоветовать хранить эту справку для предъявления другим работодателям и пенсионным органам (при необходимости).
Судебной практики по данному вопросу в настоящее время не существует.

Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


Какие действия необходимо предпринять в случае кражи разрешения на работу и миграционной карты у безвизового иностранного работника, осуществляющего трудовую деятельность на территории России по разрешению на работу?

Ответ:

Находясь в России, в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ; ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ; ч. 2 ст. 20, пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ), безвизовый иностранец должен иметь следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность, который признается таковым на территории РФ;
- разрешение на временное проживание или вид на жительство, если он имеет статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории РФ;
- миграционную карту, если иное не установлено международным договором или федеральным законом;
- уведомление о прибытии в место пребывания, если иностранец находится на территории РФ более 3 рабочих дней, а для имеющего статус постоянно проживающего лица - более 7 рабочих дней.
Трудовую деятельность у работодателя - юридического лица временно пребывающий на территории РФ безвизовый иностранец вправе осуществлять на основании разрешения на работу.
В случае утраты, хищения или порчи разрешения на работу либо работодатель, либо безвизовый иностранный работник обязаны обратиться в течение 10 дней с момента утраты в органы внутренних дел с заявлением об утрате документа (п. 153 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства). Таким образом, можно подтвердить соблюдение правил пребывания на территории РФ, что исключает риск привлечения к административной ответственности.
Затем следует подать в ФМС РФ или в ее территориальный орган заявление о выдаче дубликата вместе со справкой из ОВД, цветной фотографией иностранного гражданина и оригиналом платежного документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за выдачу дубликата разрешения на работу (п. 154 Административного регламента).
При неумышленной порче или утрате миграционных карт в период пребывания на территории РФ иностранные граждане должны в трехдневный срок заявить об этом в территориальные органы ФМС, которые после проверки паспортных данных заявителей выдают им дубликаты миграционных карт, делая соответствующую запись в графе "Для служебных отметок" (п. 11 Постановления Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 "О миграционной карте").

Н.В. Названова

Вопрос:


Имеет ли право юридическое лицо выдавать доверенность на представительство его интересов перед третьими лицами другому юридическому лицу?

Ответ:

Доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (ч. 1. ст. 185 ГК РФ). В гражданских правоотношениях участвуют как юридические, так и физические лица (подраздел 2 раздела 1 Гражданского кодекса РФ). Гражданский кодекс РФ не устанавливает каких-либо ограничений в трактовке понятия лица, следовательно, доверенность, выданная одним юридическим лицом другому, не запрещена законом.
Возможность выдачи доверенности юридическому лицу подтверждается п.1 ст.188 Гражданского кодекса РФ, согласно которому одним из оснований прекращения доверенности является прекращение юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Поэтому юридическое лицо, которому выдана доверенность, сможет представлять интересы юридического лица, от имени которого выдана доверенность, через свои органы (например, через единоличный исполнительный орган). Соответственно, если в доверенности в качестве уполномоченного представителя было указано только юридическое лицо (без указания физического лица), то это не препятствует фактическому осуществлению такого представительства, даже если уполномоченному юридическому лицу доверенностью не было предоставлено право передоверия.
Следовательно, доверенность может быть выдана одним юридическим лицом другому юридическому лицу. В судебной практике так же встречается подтверждение мнения о том, что доверенность может быть выдана одним юридическим лицом другому (Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2007 № Ф09-10139/07-С5 по делу № А50-1647/07).
Нотариальное удостоверение доверенности требуется только по тем сделкам, для которых установлена обязательная нотариальная форма заключения.

Н.В. Названова

Вопрос:


Организация арендует здание магазина. На внешней стене разместили плакат «Мы открылись». Является ли это рекламой и требует ли согласования с органами МСУ? Кто должен согласовывать: арендатор или арендодатель? Должен ли собственник здания дать согласие на размещение плаката? Какая ответственность наступает при несогласовании?

Ответ:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон № 38-ФЗ), реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. На наш взгляд, размещение плаката «Мы открылись» подпадает под это определение.
Дальнейшие последствия зависят от того, считается ли данная реклама размещенной с использованием рекламной конструкции. Здесь и начинается самое интересное. Законодатель относит к рекламным конструкциям любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).
При этом для того, чтобы разместить на арендуемом здании рекламную конструкцию, арендатор должен иметь договор с арендодателем на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 5 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Кроме того, для размещения рекламы необходимо получить разрешение на установку рекламной конструкции от органа МСУ (ч. 9 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Получать разрешение должен собственник рекламной конструкции (в рассматриваемом случае - арендатор). В противном случае он рискует быть привлеченным к административной ответственности: за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения на юридическое лицо может быть наложен административный штраф от 500 000 до 1 000 000 руб. (ст. 14.37 КоАП РФ).
В г. Москве наружная реклама размещается в соответствии с Правилами установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 № 908-ПП, и приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы от 27.09.2007 № 170 "Об основных требованиях по размещению объектов наружной рекламы на территории города Москвы".
Проблема в том, что под характеристику рекламной конструкции, фактически, можно подвести любой объект, на котором расположена рекламная информация. Суды не выработали еще однозначную практику на этот счет, а та, что имеется, увы, скудна. Так, из выводов Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда можно заключить, что, поскольку к рекламным конструкциям относятся любые технические средства стабильного территориального размещения и при этом закон не содержит исчерпывающего перечня видов таких конструкций, получать разрешение необходимо даже в случае вывешивания обычного плаката на стену (Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 № 17АП-7864/2007-АК, от 29.11.2007 № 17АП-7980/2007-АК по делу № А50-10241/2007). Из решений других судов (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.04.2007 № А43-3606/2007) вытекает, что если рекламная информация размещается в виде простого плаката, то такая реклама не может рассматриваться как размещенная с использованием рекламной конструкции, следовательно, не требует и никаких разрешений.
Таким образом, вопрос представляется довольно спорным. При его решении имеет смысл обратиться непосредственно в орган МСУ.
Тем не менее, по нашему мнению, в рассматриваемом случае получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций необходимо.
Часть 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, но представляется, что по смыслу этой нормы, рекламной конструкцией может быть признан любой объект, предназначенный для размещения наружной рекламы и отвечающий критерию технического средства стабильного территориального размещения. Исключения из этого правила предусмотрены только ч. 23 ст. 19 того же закона (витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы)). Очевидно, что размещение непосредственно на здании плаката «Мы открылись» к таким исключениям не относится, а сам плакат, поскольку он содержит рекламную информацию и по своему характеру является техническим средством стабильного территориального размещения рекламы (размещены на здании, связь которого с земельным участком представляется несомненной), является рекламной конструкцией, установка и эксплуатация которой требует получение разрешения от органа МСУ, а также согласование размещения с арендодателем.
Дополнительно заметим, что в спорных ситуациях, связанных с применением норм ст. 19 Закона о рекламе, судебная практика подчеркивает, что для распространения наружной рекламы необходимы два условия: наличие разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления и договор с собственником или иным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 № 11АП-6713/12).

Ю.В. Защипина

Вопрос:


Заработная плата в организации выплачивается два раза в месяц. В сентябре работникам выплатили премию к профессиональному празднику между выплатами заработной платы. Данная премия предусмотрена положением о премировании. Нужно ли удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в момент выплаты премии?

Ответ:

Налоговым кодексом (п. 4 ст. 226) установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. По общему правилу датой фактического получения дохода при получении доходов в денежной форме признается день выплаты дохода, в том числе перечисление дохода на счета налогоплательщика в банках (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Для дохода в виде оплаты труда п. 2 ст. 223 НК РФ определен специальный порядок: при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Перечисление в бюджет сумм исчисленного и удержанного НДФЛ при выплате заработной платы работнику два раза в месяц производится налоговым агентом один раз в месяц при окончательном расчете дохода работника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, предусмотренные в п. 6 ст. 226 НК РФ. Для того чтобы определиться, в какой момент стоит исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с суммы премии, необходимо определить, относится ли премия, выплаченная к профессиональному празднику, к оплате труда работников.
Согласно ст. 129 ТК РФ оплата труда включает три элемента: вознаграждение за труд, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты в том числе и премии. По нашему мнению, премия, выплаченная к профессиональному празднику, предусмотренная положением о премировании представляет собой с точки зрения ТК РФ элемент оплаты труда, и в целях исчисления НДФЛ должна рассматриваться как получение дохода в виде оплаты труда. В связи с этим в целях определения даты получения дохода в отношении премий следует применять п. 2 ст. 223 НК РФ. Однако, по мнению Минфина России выраженном в Письме от 12.11.2007 № 03-04-06-01/383, премии не являются вознаграждением за выполненные трудовые обязанности. Следовательно, по мнению Минфина России НДФЛ следует удержать в момент выплаты премии. Из буквального прочтения Налогового кодекса следует, что налог следует перечислить при окончательном расчете с работником по итогам сентября.
Подведем итог, безопаснее НДФЛ с премии, выплаченной к профессиональному празднику , удержать и перечислить в бюджет в момент ее выплаты.

Е.Б. Гусева

Вопрос:


Организация зарегистрирована в Москве, а ее обособленное подразделение находится в Казани. Являются ли для работников обособленного подразделения нерабочими днями дни национальных праздников Республики Татарстан? Является ли основанием для снижения заработной платы работникам обособленного подразделения наличие в месяце национального праздника?

Ответ:

В соответствии со ст. 112 ТК РФ работнику гарантируется предоставление ежегодно, помимо выходных, еще 12 нерабочих дней, являющихся праздничными. Действующее Законодательство позволяет субъектам Российской Федерации устанавливать на их территории нерабочие праздничные дни дополнительно к праздникам, установленным федеральным законодательством в ст. 112 ТК РФ. Данный вывод подтверждается и судебной практикой. В частности, об этом указывается в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2006 № А58-8975/2005-Ф02-3786/06-С1, а также в постановлении ФАС Уральского округа от 07.05.2007 № Ф09-2377/07-С5.
Таким образом, установление субъектом Российской Федерации (в данном случае - Республикой Татарстан) собственных нерабочих праздничных дней не противоречит действующему законодательству. На работников обособленного подразделения, у которого оборудованы стационарные рабочие места в другом субъекте Российской Федерации, распространяется действие нормативных актов данного субъекта РФ и, в частности, акт о нерабочем праздничном дне на этой территории. Если работодатель будет препятствовать предоставлению работникам обособленного подразделения нерабочих праздничных дней, то он нарушит, во-первых, п. 5 ст. 37 Конституции РФ в соответствии с положениями которого каждому гарантировано право на отдых, выходные и праздничные дни, и, во-вторых, положения ст. 21 ТК РФ, в соответствии с которыми закреплено право работника на отдых в нерабочие праздничные дни.
Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад.

Е.Б. Гусева