Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


По инициативе работодателя организация оплачивает обучение вновь принятых сотрудников. Условиями заключенного трудового договора предусмотрено, что работник обязан отработать не менее 3 лет, а в случае расторжения трудового договора по инициативе работника до истечения установленного срока отработки - возместить расходы на обучение в полном размере. Затраты на обучение были учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли. Стоимость услуг по обучению включает в себя НДС, который организация приняла к вычету. При увольнении сотрудник должен возместить стоимость обучения с НДС или без НДС? Нужно ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету?

Ответ:

В соответствии со ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
В п. 3 ст. 170 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для восстановления НДС и он не содержит такого основания для восстановления НДС, как получение от увольняемого сотрудника компенсации затрат на его обучение, поэтому формально в таком случае восстанавливать НДС не требуется. Аналогичной точки зрения придерживаются и арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2009 № А56-6495/2009, от 28.11.2006 по делу № А56-34718/2005, от 07.02.2006 № А05-7996/2005-29; ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 № Ф04-4806/2007 и от 04.06.2007 № Ф04-3622/2007; Решение ВАС РФ от 23.10.2006 № 10652/06, Постановление ФАС Центрального округа от 02.10.2006 по делу № А48-4247/05-15).
Однако поскольку организация принимала НДС по оказанным образовательным услугам к вычету, а оказанные услуги не используются организацией для операций, облагаемых НДС, то на основании пп. 2 п. 3, пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы ранее правомерно принятого к вычету НДС, по мнению Минфина России, подлежат восстановлению и уплате в бюджет (письмо Минфина РФ от 06.05.2006 № 03-03-04/1/421; от 31.07.2006 № 03-04-11/132; от 27.10.2008 № 03-07-07/11, от 01.11.2007 № 03-07-15/175).
Восстанавливается НДС в размере, ранее принятом к вычету (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Порядок расчета суммы, которая возмещается сотрудником, должен быть установлен условиями заключенного трудового договора (соглашения к трудовому договору). Поскольку в рассматриваемом случае порядок расчета в трудовом договоре не определен, то, руководствуясь сложившимися правилами определения убытков (ущерба), правильнее возмещаемую сумму определить с учетом НДС, то есть речь идет о полной сумме возмещения убытков (ущерба). Такой подход логичен, учитывая то, что НДС, предъявленный поставщиком и ранее принятый организацией к вычету, восстанавливается.
Таким образом, формально в данной ситуации восстанавливать НДС не требуется, однако, учитывая позицию Минфина России по данному вопросу, во избежание возникновения претензий со стороны налоговых органов и судебных разбирательств, организации следует сумму НДС восстановить.
Возмещаемая сотрудником при увольнении сумма затрат организации на его обучение должна определяться исходя из общей суммы затрат организации, связанной с оплатой обучения работника, то есть включая НДС.

Е.И Борковская

Вопрос:


Поставщик выставил организации счет-фактуру в электронном виде, подписанный только одной усиленной квалифицированной электронной подписью директора. Достаточно ли подписи только руководителя в электронном с/ф, если достоверно известно, что в данной организации есть главный бухгалтер?

Ответ:

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ, счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
В абз. 2 этого же пункта сказано, что счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи" установлено, что для участия в электронном документообороте продавцу (покупателю) необходимо получить сертификаты ключей подписи руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 № 1137, при составлении организацией счета-фактуры в электронном виде показатель "Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо" не формируется (п. 8. Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость).
Таким образом, электронный счет-фактура подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) либо иного лица, уполномоченного на это приказом или доверенностью. Подпись главного бухгалтера в данном случае не требуется.

Е.И. Борковская

Вопрос:


По вине организации произошла авария, и был затоплен офис этажом ниже. В результате у соседней фирмы вышел из строя компьютер, стоимостью более 40 000 руб. Было достигнуто соглашение, что «виновная» организация купит новый компьютер взамен испорченного. Можно ли при исчислении налога на прибыль учесть расходы на приобретение этого компьютера и его передачу другой организации?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом для целей исчисления налога на прибыль признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), которое используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом (так же, как и в бухгалтерском учете) признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Учитывая, что организация приобретает компьютер взамен утраченного для передачи другой организации в счет возмещения причиненного имуществу ущерба, он, независимо от стоимости, не может быть признан в налоговом учете амортизируемым имуществом, так как не соответствует признакам, установленным п. 1 ст. 256 НК РФ.
В рассматриваемом случае расходы организации на приобретение компьютера, подлежащего передаче другой организации в счет возмещения причиненного ущерба, могут быть признаны в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы на возмещение причиненного ущерба.
Подтверждением этой позиции может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2008 № А66-11575/2006, где рассматривая подобную ситуацию (арендатором был возмещен причиненный арендодателю ущерб в результате повреждения арендованного холодильного оборудования), судьи поддержали налогоплательщика, посчитав правомерным включение в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ затрат, связанных с приобретением и установкой нового холодильного оборудования взамен поврежденного.
Суды, как правило, признают обоснованность включения расходов на возмещение ущерба в состав внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, подчеркивая, что обязательство налогоплательщика по возмещению ущерба возникает вследствие причинения вреда собственнику имущества (например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.09.2010 № А32-49229/2009). Вместе с тем само наличие арбитражной практики по этому вопросу свидетельствует о возможном возникновении претензий со стороны налоговых органов. Поэтому, приняв решение единовременно включить расходы на приобретение компьютера в состав внереализационных расходов, организации нужно быть готовой отстаивать правомерность своей позиции в суде.
Кроме того, не исключено, что передачу приобретенного организацией компьютера налоговые органы могут расценить для целей налогообложения как реализацию в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ и, соответственно, признать объектом налогообложения по НДС на основании п. 1 ст. 146 НК РФ. Однако и в этом случае судьи считают доводы налоговых органов необоснованными, так как возмещение причиненного имущественного вреда в виде передачи иного имущества в счет возмещения вреда в результате повреждения имущества не связано с возникновением у налогоплательщика нового объекта налогообложения по НДС (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2009 № Ф04-6630/2009, ФАС Московского округа от 21.01.2009 № КА-А40/12832-08).
Датой признания расходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) у налогоплательщика, определяющего доходы и расходы методом начисления, является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Любые расходы налогоплательщика признаются для целей исчисления налога на прибыль при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть являются документально подтвержденными и экономически оправданными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По мнению Минфина России, для целей налогообложения обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности возместить ущерб (в том числе уплатить сумму штрафа), являются конкретные действия налогоплательщика (фактическая уплата) либо письменное подтверждение, в котором выражена готовность возместить ущерб (например, письма Минфина России от 03.04.2009 № 03-03-06/2/75, от 07.11.2008 № 03-03-06/2/152, от 06.10.2008 № 03-03-06/2/133).
Налоговые органы считают наличие платежных поручений по уплате неустоек недостаточным для признания расходов на уплату таких санкций в налоговом учете. По их мнению, документальным подтверждением для признания должником таких расходов может служить его письменное согласие оплатить долг в указанном размере (Письмо ФНС России от 26.06.2009 № 3-2-09/121).
Таким образом, расходы организации на приобретение компьютера, подлежащего передаче другой организации в счет возмещения причиненного имуществу ущерба, могут быть признаны в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы на возмещение причиненного ущерба.Датой признания расходов в виде сумм возмещения убытков (ущерба) у налогоплательщика, определяющего доходы и расходы методом начисления, является дата признания их должником. Обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности возместить ущерб являются фактическая уплата и письменное подтверждение, в котором выражена готовность возместить ущерб.

Е. И. Борковская

Вопрос:


Коммерческая организация (ООО) на общей системе налогообложения занимается кинопоказом. Имеет собственные кинотеатры. Облагается ли НДС реализация от продажи билетов на кинопоказ? Билеты являются бланками строгой отчетности. Как должен составляться счет-фактура при продаже билетов? Должна ли в книге продаж отражаться выручка от кинопоказа?

Ответ:

С 1 октября 2011 года вступили изменения в п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ в соответствии с которыми не облагаются НДС услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе кинотеатры. К необлагаемым услугам в соответствии с вышеуказанной нормой также относятся реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Причем данная льгота распространяется также и на коммерческие организации (п.п. "в" ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 330-ФЗ). Таким образом, реализация ООО билетов на кинопоказ в свои кинотеатры НДС не облагается.
Что касается составления счетов-фактур и ведения книги продаж при продаже билетов населению на киносеанс необходимо отметить следующее:
1. При реализации организациями и индивидуальными предпринимателями платных услуг непосредственно населению за наличный расчет требования по выставлению счетов-фактур и расчетных документов считаются выполненными, если они выдали покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ, п. п. 3 и 4 ст. 168 НК РФ). Организация, владеющая кинотеатром, принимая деньги при продаже билетов на сеанс в своем кинотеатре, может не применять ККТ, если билет является бланком строгой отчетности (далее БСО) (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Данная форма БСО «Кинобилет» утверждена Приказом Минкультуры от 08.12.2008 № 231. Значит, в данной ситуации организации достаточно выдать населению БСО, а именно сам билет, и это будет считаться, что требование по составлению счета-фактуры выполнено.
2. Организации-продавцы ведут книгу продаж, применяемую при расчетах по НДС, на бумажном носителе или в электронном виде, предназначенную для регистрации счетов- фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению). (п.1 Раздела II Приложения № 5 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее Правила ведения книги продаж). При реализации за наличный расчет счета-фактуры выданные продавцами подлежат регистрации в книге продаж (абз. 1 п. 13 Правил ведения книги продаж). Продавцы, оказывающие платные услуги непосредственно населению без применения ККТ, регистрируют в книге продаж вместо счетов-фактур документы строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке и выданные покупателям, либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за месяц (абз. 2 п. 13 Правил ведения книги продаж). Таким образом, в данной ситуации организации достаточно зарегистрировать в книге продаж показатели билета, являющегося БСО, либо суммарные данные билетов на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц.

В.В. Журавлев

Вопрос:


Организация ООО с 1 января 2012 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы минус расходы? До этого организация применяла общую систему налогообложения. В 2012 году организацией было списано в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, 50% остаточной стоимости основного средства купленного в 2011 году до перехода на упрощенную систему налогообложения. Срок полезного использования данного основного средства установлен организацией 8 лет. В марте 2013 года основное средство признано непригодным для работы и не подлежащим ремонту, принято решение о его ликвидации (выбытии). Нужно ли пересчитывать налоговую базу по налогу уплачиваемому при применении УСН за 2012 год?

Ответ:

Согласно абз. 11 п. 3 ст. 346.16 НК РФ в случае реализации (передачи) приобретенных основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение, в составе расходов уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечении 10 лет с момента их приобретения), налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога, и пени.
Необходимо отметить, что в данной ситуации организация не реализует и не передает основное средство. Оно ликвидирует основное средство в связи с его непригодностью. Поэтому, по нашему мнению, пересчитывать налог, уплачиваемый при применении УСН организации не нужно.
Есть позиция московских налоговиков в соответствии с которой, если налогоплательщик списывает ОС и отсутствует сам факт реализации (передачи) то пересчитывать налог, уплачиваемый при применении УСН не нужно. (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.12.2005 № 18-11/3/88107). В данном Письме рассматривалась ситуация когда организация списала угнанный автомобиль и при его списании естественно, отсутствует сам факт реализации или передачи.

В.В. Журавлев

Вопрос:


Государственное бюджетное учреждение планирует приобрести здание. Каким нормативно-правовым актом руководствоваться учреждению при совершении такой сделки?

Ответ:

Ответ будет зависеть от того, когда государственное бюджетное учреждение решит приобрести здание.

  1. Если учреждение приобретет здание в 2013 году, то ему следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ. Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ действие Закона о размещении заказов № 94-ФЗ не распространяется на заключение учреждением договора купли-продажи недвижимого имущества.

Частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов № 94-ФЗ предусмотрено, что этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В Законе № 94-ФЗ продажа недвижимого имущества как вид обязательства не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, на которые распространяется его действие. Его действием охватываются лишь три вида сделок: поставка товаров, подряд и возмездное оказание услуг (ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ).

Правоотношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд регулируются параграфом 4 гл. 30 Гражданского кодекса РФ и Законом о размещении заказов.
А отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 гл. 30 Гражданского кодекса РФ.
То есть поставка товаров для государственных нужд и продажа недвижимого имущества представляют собой отдельные виды договора купли-продажи (ст 454 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, различно.
Именно на таком толковании основано постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2012г. №5128/12.

  1. Если учреждение приобретет здание после 1 января 2014 года, учреждению следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ о контрактной системе.

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он заменит Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Подпунктом 3 п. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).
Таким образом, по прямому указанию Закона 44-ФЗ купля-продажа недвижимости подпадает под сферу его действия.

Е.А. Кушвид

Вопрос:


Организация, в которой работал иностранный работник из Узбекистана, расторгла с ним трудовой договор в связи с истечением срока его действия. Предусмотрена ли законодательством обязанность по уведомлению каких-либо госорганов об этом факте? Если да, то какова ответственность за неуведомление?

Ответ:

Граждане Узбекистана, согласно Письму МИД России от 27.04.2012.№ 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию», признаются иностранными гражданами, не требующими получения визы, так как они прибывают в Россию в безвизовом режиме по всем видам паспортов.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) для осуществления трудовой деятельности такому иностранцу необходимо иметь разрешение на работу в РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (ФМС России) и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (служба занятости населения), о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время Порядок представления форм уведомлений утвержден Приказом ФМС России от 28.06.2010 г. № 147.
Таким образом, обязанность работодателя по уведомлению ФМС России и службы занятости населения о расторжении трудового договора с безвизовым иностранным работником, имеющим разрешение на работу, прямо предусмотрена законодательством.
Что касается ответственности, то, если до недавнего времени ответственность была установлена только за неуведомление о заключении договора с иностранным работником. С 9 августа 2013 года в связи с поправками в Кодекс об административных правонарушениях РФ установлена ответственность и за неуведомление о расторжении трудового и гражданско-правового договора, а также о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 207-ФЗ).
Таким образом, если организация расторгла трудовой договор с гражданином Узбекистана после 9 августа 2013 года и не уведомила об этом ФМС России и службу занятости, ей грозит штраф:
- для должностных лиц – от 35 000 до 50 000 рублей за каждого иностранца;
- для юридических лиц и предпринимателей – от 400 000 до 800 000 рублей за каждого иностранца, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, следует отметить, что для работодателей, расположенных в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области установлены повышенные штрафы за это же правонарушение:
- для должностных лиц – от 35 000 до 70 000 рублей за каждого иностранца;
- для юридических лиц и предпринимателей – от 400 000 до 1 000 000 рублей за каждого иностранца, либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Для перечисленных субъектов РФ была усилена ответственность также с 9 августа 2013 года, в связи с чем Законом № 207-ФЗ была введена новая часть 4 в ст. 18.15 КоАП РФ.

Е.А. Кушвид

Вопрос:


Гражданин зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и уплачивает налоги в соответствии с общей системой налогообложения. После уплаты налогов он снимает деньги со своего расчетного счета и тратит их на личные нужды. Существует ли обязанность документально подтверждать произведенные расходы в такой ситуации?

Ответ:

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Также в п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
На основании п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ денежные средства, используемые предпринимателем в своей деятельности, принадлежат ему на праве собственности и он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Все имущество индивидуального предпринимателя подразделяется на личное и используемое им в предпринимательской деятельности. При этом юридически указанное имущество не разграничено.
Исходя из норм ст. 128 ГК РФ имуществом являются, в том числе и денежные средства.
Исходя из сказанного, денежные средства, которые остались на расчетном счете ИП после уплаты налогов, могут быть использованы им на личные нужды. Причем эти суммы не являются его заработной платой, и соответственно не облагаются никакими налогами и сборами. На это указывал Минфин России в своем письме от 25 ноября 2008 г. № 03-04-05-01/441. А столичные налоговики сделали справедливый вывод о том, что ст. 2 ТК РФ нормы трудового законодательства (в том числе связанные с оплатой труда) распространяются на индивидуальных предпринимателей только в отношении тех прав и обязанностей, которые возникают у них как у работодателей. По отношению к себе предприниматель не может быть работодателем. Поэтому включать в расходы затраты на выплату начисленной самому себе зарплаты он не вправе(Письмо УФНС России по г. Москве от 26.07.2007 № 18-12/3/071422@). Поэтому оформлять выдачу денег и документально подтверждать личные расходы индивидуальный предприниматель не обязан.

С.А. Смирнов

Вопрос:


Из состава участников ООО планирует выйти участник - юридическое лицо, который не является резидентом РФ, зарегистрирован на территории Республики Уругвай и не имеет в РФ постоянного представительства. При этом общество выплачивает действительную стоимость доли вышедшему участнику. Каков порядок налогообложения и ставка налога в таком случае?

Ответ:

В соответствии с п. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" ООО обязано выплатить выходящему из состава участников ООО учредителю действительную стоимость его доли, определяемую как часть чистых активов по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дню подачи заявления о выходе.
Как следует из положений статей 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в России в отношении тех видов доходов, которые указаны в пункте 1 статьи 309 НК РФ.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций (с учетом положений п. п. 1 и 2 ст. 43 Кодекса), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
На основании пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде имущества, которые получены в пределах взноса участником хозяйственного общества при выходе из хозяйственного общества. Эта норма применяется и к правоотношениям с участием иностранных организаций.
Таким образом, доход в виде действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, получаемый иностранной организацией при выходе из общества, подлежит налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации в части, превышающей взнос этого иностранного участника в капитал общества.
Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль с доходов иностранной организации возлагается на налогового агента - организацию, выплачивающую доходы такой иностранной организации.
В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
При определении ставки для расчета и удержания налога можно обратиться к разъяснениям Минфина России. Так в своих Письмах от 01.11.2010 № 03-08-05, от 07.04.2010 № 03-08-05/1 специалисты ведомства делают вывод, что доходы иностранных компаний при выходе из состава российского общества, превышающие взнос в уставный капитал общества, могут рассматриваться как дивиденды. В таком случае суммы выплат подлежат налогообложению по правилам, установленным специальными статьями международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2013 г., приведен в Информационном Письме Минфина России. Каких либо документов относительно налогообложения или договоров между Российской Федерацией и Республикой Уругвай там нет.
Также следует обратить внимание на Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/519, в котором нет упоминания о международных договорах.
Учитывая изложенное, считаем, что в отношении указанных доходов применяется ставка, предусмотренная пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть ставка 20 процентов.

С.А. Смирнов